Isuzu расторгает спецконтракт с «Соллерсом»
В России так и не появится автомобиль на шасси японского производителя.
Японская компания Isuzu и российское предприятие «Соллерс» расторгли спецконтракт (СПИК) с одобрения правительства РФ, сообщает издание «Коммерсант».
Компания «Соллерс» и японская фирма Isuzu одними из первых в РФ заключили специнвестконтракт, соглашение было подписано сторонами еще в 2018 году: документ предполагал, в числе прочего, выход на рынок в 2021 году совместного продукта Isuzu и «Соллерс» — УАЗ City, чего так и не произошло.
Общие вложения в проект должны были составить 4,96 млрд рублей, основной идеей инвестпроекта было создание совместного с УАЗом высоколокализованного продукта на базе шасси Isuzu. Однако уже в конце прошлого года стороны пришли к выводу о бессмысленности продолжения сотрудничества.
Дело в том, что российское правительство еще в 2019 году пересмотрело правила компенсации утилизационного сбора — до этого момента они гарантировались в случае наличия СПИК, а после стали зависеть от уровня локализации. Контракт также предполагал обязательства по локализации крупных узлов автомобилей, которые вступали в силу с 2023 года (например, локализация двигателя), но в нынешних условиях санкций и разрыва цепочек стали неосуществимыми.
При этом, поскольку Isuzu не воспользовалась льготами и преференциями, которые предусматривает СПИК (в Министерстве промышленности и торговли РФ подтвердили этот факт), и ничего не должно было возвращать государству, разрыв отношений был произведен достаточно оперативно: 18 октября межведомственная комиссия по специнвестконтрактам одобрила заявку о расторжении СПИК ООО «Исузу Соллерс».
Завод Isuzu в Ульяновске работает с 2012 года, в прошлом году на его площадке было выпущено 3,7 тыс. машин при мощности в 5 тыс. штук в год. Модельный ряд коммерческой техники Isuzu включал шасси полной массой от 3,5 тонны до 33 тонн, а также пикапы D-Max, выпуск в Ульяновске был приостановлен с весны 2022 года. В январе-сентябре текущего года Isuzu реализовала в России 531 легковой и легкий коммерческий автомобиль, что лишь на 8% меньше, чем годом ранее.
В структуру российской автомобилестроительной группы «Соллерс Авто» входят Ульяновский автомобильный завод, Заволжский моторный завод, доли в совместных предприятиях «Соллерс Форд» в Елабуге (здесь же производят автомобили российской люкс-марки Aurus) и «Мазда Соллерс» во Владивостоке. В сентябре этого года генеральный директор «Соллерс Авто» Николай Соболев заявил, что компания намерена развернуть на своих простаивающих площадках производство нового локализованного бренда.
Егор Васильев, корреспондент
21.10.2022, 10:56