В Казахстане может появиться единый закупщик дорожного битума
Министерства энергетики и индустрии и инфраструктурного развития предполагают таким образом сгладить сезонные колебания рынка, а также решить проблему дефицита.
По данным МИИР, сейчас в Казахстане работают 4 завода дорожного битума — «Caspi Bitum», «ПНХЗ», «Qazaq Bitum», «Асфальтобетон-1». Они производят не более 1 млн тонн в год. Этого почти достаточно, чтобы удовлетворить потребность отечественных строительных компаний. К примеру, для реализации автодорожных проектов, запланированных на весь 2022 год, необходимо 1,1 млн дорожного битума.
Однако, по словам министра энергетики Болата Акчулакова, дефицит возникает из-за неравномерной закупки строительными компаниями — зимой и весной заявок на покупку дорожного битума практически нет. В связи с этим, компании производители битума в низкий сезон — зимой опускают цену, в высокий сезон, когда потребность в битуме у строителей резко вырастает — поднимают.
Эту проблему поднимал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства. Он назвал дефицит искусственным и заявил, что потенциал производства отечественного битума не используются.
«В Казахстане есть три завода по производству битума. Несмотря на это, не хватает 200 тысяч тонн битума. В сезон строительных работ его стоимость в 3 раза вырастает, то есть одна тонна дорожает с 90 тысяч до 250 тысяч тенге», — заявил президент.
Схожей точки зрения придерживаются и в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, где сообщили редакции «Казинформ», что в период строительства трейдеры создают искусственный дефицит и влияют на удорожание битума в 2 раза.
Чтобы не допустить дефицита битума, в качестве оперативной меры Министерство энергетики добилось увеличения квоты на импорт гудрона из России с 280 до 430 тысяч тонн. А в качестве системной предлагает совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития создать единого закупщика дорожного битума в зимне-весенний период, что позволит загрузить зимой битумные заводы и выровнять спрос.
Кроме того, планируется рост производства битума на отечественных заводах на 300 тысяч тонн в год за счет увеличения мощностей на предприятии в Актау.
В конце июля 2022 года в «КазМунайГаз» сообщали, что уже приступили к разработке проектно-сметной документации по увеличению мощностей завода «Caspi Bitum» в Актау. Это позволит увеличить производство битума на предприятии до 750 тысяч тонн в год.
«В результате ежегодная суммарная мощность будет составлять 1,2-1,3 млн тонн в год, что позволит покрыть потребность внутреннего рынка для дорожного строительства», — заявил Болат Акчулаков на брифинге в СЦК.
Ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев заявил, что акиматы продолжают принимать дорожные объекты в эксплуатацию, не смотря на имеющиеся к этим дорогам замечания. По данным случаям уже завели два уголовных дела в Актюбинской области и Шымкенте.
Ербол Казистаев, корреспондент
03.08.2022, 13:58