Меню CARMA.KZ

Компрессия двигателя: ключевые аспекты и диагностика

В мире внутреннего сгорания, понимание компрессии двигателя является неотъемлемой частью технической экспертизы.

Этот параметр определяет максимальное давление топливовоздушной смеси в цилиндре в конце такта сжатия. Однако, часто путают компрессию с понятием степени сжатия, что приводит к недопониманию в ремонтных кругах и среди владельцев автомобилей.

Степень сжатия — это строго заданная механическими параметрами величина, определяемая отношением общего объема цилиндра к объему в конце такта сжатия. В то время как компрессия зависит от множества факторов и может изменяться даже на исправном двигателе. Она является плавающим параметром, подверженным влиянию таких факторов, как температура двигателя, износ поршневых колец и клапанов, а также состояние прокладок.

Существует распространенный миф о линейной зависимости компрессии от степени сжатия и о ее точном рассчете с помощью простых арифметических формул. Однако, на практике это не так. Даже при определенной степени упрощения нельзя полагаться на линейные модели при определении компрессии. Показания компрессометра на холодном и прогретом двигателе всегда будут различаться, а с увеличением износа двигателя компрессия может изменяться, чаще всего в сторону уменьшения.

Для замера компрессии используется специальный диагностический прибор — компрессометр. Этот прибор, по сути, представляет собой воздушный манометр, способный измерять давление в цилиндре в пределах до 20 кгс/см² для бензиновых двигателей и до 40 кгс/см² для дизельных. Он оснащен специальным наконечником для удобного подключения к свечному колодцу и автоматически фиксирует максимальное измеренное значение.

При низкой компрессии в двигателе возникает необходимость выявления причин ее падения. Среди наиболее распространенных причин можно выделить несколько основных:

  1. Поршневые кольца. Износ или загрязнение поршневых колец приводят к увеличению зазора между ними и стенкой цилиндра, что приводит к утечке давления.
  2. Клапаны. Отложения или повреждения на клапанах могут привести к неплотному прилеганию к своим местам, вызывая снижение компрессии.
  3. Пробой прокладки ГБЦ. Нарушение уплотнения между блоком цилиндров и головкой также может привести к утечке давления.
  4. Прогар поршней. Физические повреждения поршней требуют серьезного вмешательства и капитального ремонта.

Каждая из этих причин имеет свои характерные признаки и методы диагностики. Следует отметить, что «волшебные» присадки, обещающие быстрое восстановление компрессии без серьезных ремонтных работ, часто лишь временно замаскируют проблему, а не решат ее. Подобные средства могут нанести больший вред двигателю, ускорив неизбежный ремонт.

Таким образом, компрессия двигателя — это не только показатель его состояния, но и результат тщательной диагностики и ремонтных вмешательств. Понимание причин ее изменений и своевременное реагирование на них являются ключевыми для поддержания работоспособности и долговечности двигателя.

Евгений Петров

Евгений Петров, корреспондент
21.03.2024, 11:26