Меню CARMA.KZ

Авторынок Казахстана: итоги полугодия

Несмотря на сокращение импорта и дефицит компонентов, игроки прогнозируют рост продаж до конца года.

Авторынок Казахстана: итоги полугодия / Фото: mycar.kz
Авторынок Казахстана: итоги полугодия / Фото: mycar.kz

Продажи новых автомобилей в первом полугодии показали незначительное снижение: по данным, которые приводит Центр анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА), за шесть месяцев официальные дилеры реализовали 51 780 автомобилей, включая легковые авто, коммерческую технику, грузовики и автобусы. Текущий результат лишь на 7% уступает прошлогоднему: с января по июнь 2021 года было реализовано 56 109 автомобилей.

По мнению отраслевых аналитиков и участников рынка, динамика продаж в первом полугодии обусловлена несколькими факторами: кризис полупроводников, нарушение работы логистических цепей, геополитическая напряженность в Восточной Европе, курсовой скачок пары «рубль-тенге» и сокращение поставок из России.

Диаграмма 1
Диаграмма 1

Тот факт, что общий объем продаж в первом полугодии оказался выше уровня 50 тысяч единиц и по сути, сохранился на уровне прошлого года, несмотря на ряд потрясений, исполнительный директор ЦАМА Алмас Дюйсенбай объясняет ростом выпуска продукции казахстанских автосборочных предприятий и запуском программы льготного кредитования, на которую государством было направлено 100 млрд тенге.

«На местных заводах удалось нарастить производство на 30% в первом полугодии. Основной объем приходится на легковые автомобили, их выпущено 47 тыс. единиц, в прошлом году было 34,5 тыс. за шесть месяцев. Не стоит забывать и о программе льготного кредитования, которая подогрела интерес — по ней продано уже примерно 9-10 тыс. автомобилей», — говорит эксперт.

 Курс рубля и доля импорта

 На фоне сокращения поставок автомобилей и машинокомплектов из России участники рынка фиксируют рост спроса на автомобили, локализованные в Казахстане — на их долю в июне пришлось более 80% от совокупных продаж новых авто. Ситуация сопровождается ростом цен на импортные автомобили.

«Если говорить о плановых показателях, то дистрибьютор Mitsubishi и KIA не давал нам каких-то целевых указателей. Мы планы ставили для себя внутренние и надо сказать, что мы их не достигли. На это было ряд причин.

 Если мы говорим о Mitsubishi, то год начался со всеми нами известными событиями в январе. Мы оправились, продажи начали появляться только в конце февраля и до апреля где-то они росли. В феврале машин 15 продали, в марте — 20, в апреле — 28.

И потом случилась вот эта история с Россией, санкциями, и серьезно изменился курс рубля. Фактически машина в очень короткий срок подорожала на 60-70%. В тенговом эквиваленте. Сам дистрибьютор российский поднял цену на машины, то есть машина на 30% подорожала в рублях и из-за разницы в курсе еще на 40%», — комментирует Кирилл Шевченко, директор ТОО «МЦА TERRA MOTORS».

Компания входит в ГК «TERRA MOTORS». Группа занимается продажами автомобилей брендов Nissan, Mitsubishi, KIA, Changan, Chevrolet и JLR.

В пресс-службе «Orbis Auto» не ответили на запрос редакции CARMA.KZ об итогах прошедшего полугодия, компания является крупнейшим в Казахстане импортером автомобилей. Портфель «Orbis Auto» представлен брендами легковых автомобилей Toyota, VW, Audi, Cadillac, Nissan, Porsche, Exeed, Infiniti и Mitsubishi.

Рост курса рубля и снижение объемов производства на заводах российских автопроизводителей отразилось и на работе казахстанских игроков в сегменте коммерческой техники.

«Планы, которые ставили, достичь не удалось. На это есть причины, которые касаются не нас. Первое — расформирование «Оператор РОП». Открылся «Жасыл Даму», с которым мы не могли наладить работу до конца апреля. Но к тому времени курс рубля резко ушел вверх, цены выросли, и народ как бы затаился. И вот мы только начали работать с начала мая, но я бы не сказал, что народ резко пошел скупать технику из-за того, что мы до этого три месяца не работали. Это касается не только коммерческого транспорта, но и сельскохозяйственной техники», — рассказывает генеральный директор ГК «Вираж», Ермек Ескергенов. Компания является партнером брендов ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, Урал, МТЗ, UAZ, XCMG и других.

По его словам, в предыдущие годы компания занимала 60-70% рынка коммерческой техники. В этом году, с учетом того паузы почти в 4 месяца, доля компании в сегменте коммерческой техники за первое полугодии составила примерно 30%.

«Клиенты тоже приспосабливаются, где-то на б/у рынок уходят, кому очень срочно нужно, то покупают у нас. Я бы не сказал, что у нас продажи встали. Продажи идут, но это идет очень сложно», — говорит Ескергенов.

Промежуточные итоги и прогнозы

Что касается итоговых результатов на конец текущего года, то участники рынка делают позитивные прогнозы относительно уровня продаж.

«Я думаю, что второе полугодие у нас будет более успешным чем первое. Благодаря контрмерам, которые делались по крайней мере по Mitsubishi. Там планы достаточно оптимистичные. По годовым показателям сейчас сложно сказать. К примеру, по Mitsubishi сложно сказать, какой будет спрос, так как цена непонятна. У нас есть понимание, какое количество машин по каким моделям будет. Это порядка 300-400 машин нам обещает дистрибьютор. То есть если цена на эти машины будет интересная, то, конечно, мы эти машины продадим и свой годовой показатель выполним.

Что касается KIA, здесь тоже планы оптимистичные. Дистрибьютор обещает, что с конца июля-августа добавятся некоторые новые модели, которые прежде в Казахстане не были (KIA Carnival, KIA K9, KIA Ceed)», — говорит Кирилл Шевченко из «TERRA MOTORS».

В группе компаний «Allur» отмечают высокий спрос на автомобили начального ценового сегмента, который усилился с учётом реализации программы льготного автокредитования. В первом полугодии компания реализовала 20 623 новых автомобиля.

«Касательно 2022 года, несмотря на политико-экономическую ситуацию в мире в феврале-марте, по итогам первого квартала рынок показывал восстановление продаж. Далее в апреле-мае последовал небольшой спад в связи с логистическими вопросами. Но в июне наблюдается пик продаж за 2022 год — рост май-июнь +43% и продажи достигли уровня июня 2021 года», ­­— сообщили редакции CARMA.KZ в пресс-службе Allur.

В компании отмечают, что в 2021 году на казахстанском авторынке в значительной степени сказался дефицит новых автомобилей из-за глобальной нехватки полупроводников и логистических проблем.

«Поставки автомобилей в плановых сроках и соответственно продажи не всегда совпадали с сезонностью авторынка — в апреле снова наблюдали падение продаж, в июле случился пик продаж года, далее сценарий сезонности вернулся в стандартные показатели. Несмотря на различные неблагоприятные факторы для индустрии — рынок в 2021 году вырос на 26% относительно 2020 года», — комментируют в Allur.

В пресс-службе КМК «Астана Моторс» редакции CARMA.KZ сообщили, что в первом полугодии продажи компании составили 19 349 ед. новых авто (16 814 в Казахстане, 2 535 — в Узбекистане). Кроме того, продано 5 620 автомобилей с пробегом. План по продажам новых авто до конца года — 53 800 ед. (43 800 ед. в Казахстане и 10 000 ед. в Узбекистане).

Как сообщили в «Астана Моторс», с марта завод «Hyundai Trans Kazakhstan» испытывает затруднения с поставками некоторых комплектующих с завода Hyundai в Санкт-Петербурге на модели Accent и Creta. Компания провела переговоры с «Hyundai Motor Company» об экстренной квоте на поставку комплектующих из других стран. В настоящее время решается вопрос о дальнейших поставках и новых путях доставки комплектующих для производства Hyundai Accent и Creta. Тем не менее, завод вышел на плановую мощность в 45 тысяч автомобилей в год и планирует наращивать производство.

В портфеле группы на долю локализованных в Казахстане Hyundai приходится 80% продаж, на долю импортных автомобилей — 20%. Это 12 930 и 3 884 ед. за первое полугодие, уточняют в Астана Моторс.

В пресс-службе «Бизнес Кар» не ответили на запрос редакции CARMA.KZ об итогах работы компании в первом полугодии. Портфель этого участника рынка состоит из брендов Toyota и Lexus.

Диаграмма 2
Диаграмма 2

Как отмечают аналитики Центра анализа и мониторинга авторынка, динамика продаж во втором полугодии будет определяться возможностями по наращиванию производственных мощностей на действующих площадках в Казахстане, курсом тенге по отношению к российскому рублю и доллару США, а также тем, насколько оперативно участникам рынка удастся наладить работу логистических цепей.

 

Олжас Сабитов

Олжас Сабитов, журналист
01.08.2022, 11:32