Меню CARMA.KZ

Главное  — безопасность: как в Казахстане выпускают школьные автобусы

Предприятие QazTehna начало работу в декабре 2020 года, тогда запустили цех по крупноузловой сборке.

Главное  — безопасность: как в Казахстане выпускают школьные автобусы / Фото: CARMA.KZ
Главное  — безопасность: как в Казахстане выпускают школьные автобусы / Фото: CARMA.KZ

В Казахстане сохраняется высокая потребность в школьных автобусах. По данным Министерства просвещения, образовательным учреждениям необходимо больше 700 специализированных транспортных средств.

Школьные автобусы в Казахстане выпускает компания QazTehna. Предприятие находится на территории промышленной зоны в городе Сарань (Карагандинская область). Действующая площадь производства составляет 39 тысяч квадратных метров, дополнительно в резерве доступно еще 45 тысяч квадратных метров территории.

Транспортные средства на заводе производятся как в режиме крупноузловой сборки (SKD), так и мелкоузловой (CKD). Максимальная мощность предприятия сейчас составляет 1,2 тысячи автобусов и 500 единиц коммерческой техники.

Фото: CARMA.KZ
Фото: CARMA.KZ

Предприятие начало работу в декабре 2020 года, тогда запустили цех по крупноузловой сборке. Уже через полгода в апреле 2021 года начал работу цех по производству мелкоузловым методом. Общий объем инвестиций составляет 25 млрд тенге, из которых уже освоено 12,1 млрд тенге.

В 2022 году планируется выпустить 285 школьных автобусов и дополнительно 700 единиц других транспортных средств. В модельном ряде QazTehna значатся городские, туристические, школьные и междугородние автобусы, а также самосвалы. При этом транспортные средства доступны с дизельными, бензиновыми, газовыми и электрическими двигателями.

Наличие только двух цехов для производства и большого модельного ряда никак не мешает заводу оперативно переключаться с выпуска одних транспортных средств на другие.

Сварка металлических комплектующих на первом этапе производства / Фото: QazTehna
Сварка металлических комплектующих на первом этапе производства / Фото: QazTehna

«Нет никакой сложности переключить мощности завода с производства школьных автобусов на электрические. У нас сварочный цех предназначен для любой модели Yutong, включая 12-метровые автобусы. То есть все выставляется автоматически, настраивается все размеры, зазоры и геометрия», — объяснил начальник производства QazTehna Александр Мизгулин в беседе с редакцией CARMA.KZ.

В зону окраски автобус попадает примерно в таком виде / Фото: QazTehna
В зону окраски автобус попадает примерно в таком виде / Фото: QazTehna

Что касается школьных автобусов, то их производят методом мелкоузловой сборки (сварка и покраска). Они имеют четырехточечные ремни безопасности, сигнальную кнопку остановки на каждом ряду сидений, высокий уровень пола для безопасности пассажиров в случае бокового столкновения, полки над сиденьями для хранения школьных рюкзаков, выдвижной пандус для перевозки детей с ограниченными возможностями, а конструкция боковых окон в пассажирской зоне закрыта не менее чем на половину нижней части по высоте.

«Длина школьных автобусов составляет 7,5 метров, вместимость — 20 посадочных мест для детей, еще по 1 месту для водителя и сопровождающего. Вообще школьный автобус изначально производится как повышенной безопасности, там усиленные конструкция и бампера», — говорит Александр Мизгулин.

Перед покраской кузов автобуса проходит грунтовку и шлифовку/ Фото: CARMA.KZ
Перед покраской кузов автобуса проходит грунтовку и шлифовку/ Фото: CARMA.KZ

Также на предприятии рассказали об уровне локализации местных транспортных средств. Сейчас этот показатель у школьных автобусов составляет порядка 30%. Однако у QazTehna есть планы по повышению уровня локализации и установке компонентов местного производства.

Процесс покраски автобуса, после чего технику отправляют в сушильную камеру / Фото: QazTehna
Процесс покраски автобуса, после чего технику отправляют в сушильную камеру / Фото: QazTehna

Эти мероприятия условно разделены на 3 этапа. Первый из них стартует уже в 2023 году, второй — в 2024 году и завершающий третий — в 2025 году.

В рамках первого этапа, планируется начать установку казахстанских сидений и аккумуляторов, во втором этапе — диски, шины и системы выхлопа, в третьем — элементы интерьера, жгуты проводов и стекла.

Так выглядит автобус на последней стадии установки комплектующих / Фото: CARMA.KZ
Так выглядит автобус на последней стадии установки комплектующих / Фото: CARMA.KZ

Также на предприятии есть цех по проверке уже готовых автобусов на наличие дефектов. К примеру, там установлена камера контроля герметичности — на кузов автобуса под давлением подаются струи воды, после чего салон проверяется на наличие воды и при необходимости — техника отправляется на исправление дефектов.

Процесс проверки герметичности автобуса / Фото: CARMA.KZ
Процесс проверки герметичности автобуса / Фото: CARMA.KZ

Еще в этом цехе установлен «бассейн» глубиной 30 сантиметров. Автобус на высокой скорости проезжает по нему, после чего проверяется герметичность нижней части машины.

Тот самый «бассейн» / Фото: CARMA.KZ
Тот самый «бассейн» / Фото: CARMA.KZ

«У нас в цеху есть специальный участок для выявления дефектов. В случае обнаружения такового, там же все устраняется», — объяснил Александр Мизгулин.

Ранее представители QazTehna рассказали редакции CARMA.KZ, что в течение 2022-2023 годов планируют передать около 300 школьных автобусов управлениям образования различных регионов Казахстана. До этого небходимую технику уже получили школы Акмолинской области.

Ербол Мухамбаев

Ербол Мухамбаев, корреспондент
16.10.2022, 11:37