В Казахстане запустили электронные паспорта автомобилей: что это значит
Цифровые документы будут действительны во всех странах ЕАЭС.
Со второго июня 2022 года в Казахстане ввели в промышленную эксплуатацию систему электронных паспортов (СЭП). На сегодняшний день в ней зарегистрировано уже 142 автомобиля.
«В целях полноценного обеспечения функционирования СЭП на территории Евразийского экономического союза ведутся интеграционные работы с Российской Федерации и Республикой Беларусь, что посодействует беспрепятственному передвижению электронных паспортов транспортных средств на территории этих стран», — ответили в «НИТ» на официальный запрос CARMA.KZ.
Электронные паспорта действительны на всей территории ЕАЭС. В ней указаны следующие данные:
- сведения о собственнике;
- документы подтверждающие право собственности;
- стоимость автомобиля;
- показания одометра;
- сведения о техосмотре;
- данные об отсутствии/наличии обременений или ограничений на автомобиле;
- сведения о ДТП с участием этого автомобиля.
По данным портала Kolesa.kz, в СЭП также будут указаны данные из обычных техпаспортов. Но электронные паспорта будут давать новым автомобилям, ввезенным или произведенным в Казахстане. Наряду с этим, машинам будут выдавать и обычные техпаспорта, которые всегда нужно иметь при себе.
«Автовладельцы получат возможность создания максимально полной истории транспортного средства, основанной на данных из заслуживающих доверия источников, включая информацию об ограничениях и обременениях (залог, арест и прочее), о страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и прохождении ТО», — заявили в «НИТ».
В беседе с редакцией CARMA.KZ руководитель Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян отметил, что электронные паспорта будут использоваться наряду с обычными техпаспортами. Оформлением СЭП займутся отечественные автопроизводители и импортеры (если машина выпущена не в странах ЕАЭС).
«Сам по себе электронный документ дает возможность отслеживать смены владельцев, происхождение автомобиля, наличие обременений и особенности конструкции. Кроме этого, полноценно работающая система ЭПТС позволит более тонко оценивать объемы, характеристики и состояние странового автопарка», — объяснил Артур Мискарян.
Еще в 2014 году страны-участницы ЕАЭС договорились внедрить электронные паспорта транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (ЭПТС). Оператором и разработчиком ЭПТС в Казахстане является АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»). Здесь система получила название ИС «СЭП РК» (система электронных паспортов).
Изначально, страны союза решили перейти на электронные паспорта с 1 июля 2017 года. Но позже отложили срок внедрения ЭПТС на 1 ноября 2020 года. Казахстан и Беларусь объяснили это тем, что их инфраструктура еще не готова, нужно отработать ряд нюансов, касающихся внедрения и интеграции паспортов.
Однако в октябре 2020 года только Россия была готова к введению ЭПТС в промышленную эксплуатацию. Казахстан и Беларусь только сформировали нормативно-правовые базы и определили национальных операторов, Кыргызстан был на стадии разработки соответствующих документов, а Армения и вовсе не еще не участвовала в проекте.
Таким образом, Россия внедрила у себя систему ЭПТС с 1 ноября 2020 года. Местные власти обязали регистрировать в ней все новые машины (произведенные в России или ввозимые в Россию), подержанные автомобили — по желанию владельцев. Беларусь начала переход на ЭПТС с 1 апреля 2021 года.
В конце июля 2022 года компания «Электронный паспорт» объявила о 5 млн российских автомобилях, зарегистрированных в системе ЭПТС. Пятимилионной машиной стал GAZon NEXT.
Национальным оператором системы ЭПТС в России стала компания АО «Электронный паспорт», в Казахстане — АО «Национальные информационные технологии» («НИТ»).
В октябре 2020 года управляющий директор АО «Электронный паспорт» Борис Ионов заявил, что компания передала коллегам из Казахстана и Беларуси всю необходимую документацию и доступ к системе для запуска проекта электронных паспортов. Однако там решили, что сами разработают свои системы электронных паспортов.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, в свою очередь, сообщило, что «решение разработать собственную систему было принято для соблюдения национальной информационной безопасности». А предложенное российской стороной программное решение не позволяет полноценно провести интеграцию между информационными системами госорганов Казахстана и национальным администратором проекта.
«Национальная часть СЭП позволит осуществлять все юридически значимые операции в безопасной среде и с учетом обеспечения информационной безопасности данных о казахстанских автомобилях», — сообщили «Курсиву» в МИИР.
Редакция CARMA.KZ задалась вопросом, сколько стоила госбюджету разработка системы электронных паспортов в Казахстане, а также сколько средств потратят на ее поддержку. В АО «НИТ» отказались отвечать на этот вопрос, ссылаясь на конфиденциальность информации.
«К сожалению, АО «НИТ» не может оповещать данную информацию, так как данная информация является конфиденциальной», — ответили в «НИТ».
Напомним, что в ноябре 2021 года Министерство внутренних дел начало масштабную проверку автомобилей, въезжающих в Казахстан. Оказалось, что среди них большое количество машин, снятых с учета в соседних странах.
К примеру, МВД выявили 88 тысяч автомобилей с российскими номерами, которые ездят по дорогам Казахстана, но сняты с учета в России. В полиции предположили, что казахстанцы покупали машины в России, но не проходили все необходимые процедуры легализации по приезду домой. Таким образом, автомобили не были на учете ни в Казахстане, ни в России.
Для решения этой проблемы президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил дать возможность казахстанцам уплатить утилизационный сбор и пройти первичную регистрацию за 200-250 тысяч тенге.
Ербол Казистаев, корреспондент
02.09.2022, 14:49