От копирования Запада к мировому лидерству: как развивался японский автопром
Автомобильная промышленность Японии фактически берет свое начало на заре XX века.
Сегодня автомобильный рынок Японии является одним из самых крупнейших в мире. По итогам 2021 года, в Стране восходящего солнца продано 4,45 млн машин. Подавляющее число из них — автомобили местных брендов.
Довоенное время
Первые попытки создать свой автомобиль японцы предприняли еще в начале прошлого столетия. Тогда в стране насчитывалось всего 18 тысяч машин. Они были доступны только зажиточным японцам, большинство населения передвигались на велосипедах и повозках.
В начале XX века богатые японцы заказывали автомобили из других стран. По больше части из Франции. Однако были и местные умельцы, которые пытались воссоздать иностранные машины у себя в гаражах.
В 1907 году инженер Команосукэ Утияма и бизнесмен Синтаро Есида создали первый японский автомобиль с двигателем, который работал на бензине. Фактически, это была копия одного из первых автомобилей Ford.
Таких попыток у японцев было немало — местные мастера пытались копировать иностранные машины, немного людей задумывались о разработке своих технологий. Поэтому в мире японский автопром получил репутацию страны, занимающейся плагиатом.
Первым серийным автомобилем японского производства стал Mitsubishi Model A. В 1917 году их выпущено 22 единицы. Машина создана на основе итальянского автомобиля FIAT Tipo 3.
В дальнейшем автомобили в Японской империи производились западными компаниями. Они открывали в стране свои предприятия или выдавали лицензии местным заводам. Первые автомобили марки Datsun и Nissan фактически являлись британскими автомобилями Austin 7 и американскими Graham-Paige, автомобили марки Chiyoda (Isuzu) — Wolseley и Pontiac, а Sumida — LaSalle. В 30-х годах прошлого столетия свои предприятия в Японской империи уже развернули Ford, General Motors и Chrysler.
Однако перед началом Второй мировой войны власти страны восходящего солнца начали реализацию программы национализации местных предприятий — все компании, находящиеся на территории Японской империи, в том числе и иностранные, перешли в собственность страны. По этой причине иностранные бренды покинули Японию, а местные автосборочные предприятия не могли выпускать новые автомобили из-за отсутствия лицензий. Эти же местные заводы перепрофилировали под создание военных транспортных средств.
Послевоенное время
Второе дыхание японский автопром получил уже в 50-х годах XX века. 25 июня 1950 года началась война в Корее. К осени в нее ввязались и американские силы. Осознавая, что боевые действия могут продлиться годы, правительство США начало закупать транспортные средства из Японии.
В 1950 году Toyota выпустила всего 300 автомобилей. Компания была на грани банкротства. Но именно контракт с армией США спас японского автопроизводителя — Toyota должна была поставить американским военным почти 5 тысяч транспортных средств и обеспечить их дальнейшее обслуживание. Всего США закупили в Японии почти 12 тысяч автомобилей на общую сумму 27,2 млн долларов (почти 12,8 млрд тенге).
Уже после окончания корейской войны, в 1955 году, правительство Японии вводит запрет на импорт автомобилей. Это стало очередным толчком для местных автопроизводителей, крупнейшими из которых тогда были Nissan, Toyota и Izuzu.
Однако автомобили японского производства по-прежнему не пользовались популярностью. На внутреннем рынке эти машины покупали из-за отсутствия выбора (импорт по-прежнему был закрыт), а в других странах японских автопроизводителей не воспринимали всерьез — их считали плагиаторами, которые копируют западные наработки.
Во второй половине 50-х годов прошлого столетия мир стал свидетелем, так называемого, «японского экономического чуда». Тогда местное правительство взяло под жесткий контроль внешнюю торговлю, что впоследствии стало причиной выхода японских автопроизводителей на рынке США и Европы.
В октябре 1957 года Toyota открыла свой первый дилерский центр в Голливуде. В первый год на американском рынке компании удалось продать 287 Toyota Crown и один Land Cruiser. В течение двух следующих лет в США пришли Honda и Nissan. Параллельно японские компании захватывали и европейский рынок.
Таким образом, автомобили из Страны восходящего солнца зарекомендовали себя на Западе как недорогие и простые в обслуживании машины. Уже в 60-х годах Toyota и Nissan входили в топ-20 крупнейших автопроизводителей в мире, а в Японии выпускалось больше автомобилей нежели во Франции.
Новое дыхание японскому автопрому снова дал международный конфликт — на этот раз «нефтяной кризис 1973 года». Тогда члены Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) объявили, что перестанут поставлять нефть государствам, поддерживающим Израиль в ходе войны Судного дня, а именно Великобритании, Канаде, Нидерландам, США и Японии.
Вследствие этого цены на топливо резко выросли по всему миру. Поэтому повсеместно стали более популярны экономичные и недорогие японские автомобили. Уже в 1975 году Toyota стала самым популярным иностранным брендом машин в США, тогда компании удалось обойти даже Volkswagen. Большим спросом среди американцев пользовались японские Toyota Corolla и Corona, а также Nissan (Datsun) 1200 и Honda N600.
В 1979 году Японии удалось экспортировать на внешние рынки 2 млн автомобилей. Однако местным производителям хотелось большего. Поэтому компании решили завоевать еще и рынок люксовых машин. В 1986 году Honda открыла премиум-подразделение Acura. В 1989 году Toyota создает Lexus, а Nissan — Infiniti.
И если раньше японский автопром ассоциировался с надежностью, простотой, экономичностью и доступностью, то теперь еще и с разнообразием автомобилей разных классов комфорта.
Уже в 1989 году в Японии произведено 13 млн транспортных средств, почти половина из них отправлены на экспорт (порядка 6 млн).
Японский автопром в XXI веке
В начале XXI века японские компании, в погоне за повышением доступности своих автомобилей, начали открывать автосборочные предприятия в других странах. С 1999 по 2009 годы в азиатских заводах японских брендов выпущено более 5 млн автомобилей. Параллельно в США открылись 30 предприятий, в Европе — 16.
Сейчас связующим звеном между японскими автопроизводителями и государством является Ассоциация производителей автомобилей Японии (JAMA), в которую входят 14 компаний. Изначально, ассоциацию создавали для обмена технологиями и управленческим опытом между компаниями. Сейчас JAMA стала связующим звеном между автопроизводителями и правительствами различных стран.
Помимо основной штаб-квартиры в Токио, ассоциация имеет свои отделения в Пекине, Сингапуре, Вашингтоне, Торонто и Брюсселе. Сейчас JAMA это, в первую очередь, торговая организация, которая помогает японским автопроизводителям продавать свою продукцию на внешних рынках.
Сегодня японские автомобили славятся по всему миру своей надежностью, качеством и доступностью. Компании из страны восходящего солнца насчитывают сотни автосборочных предприятий по всему миру, что лишь подтверждает лидерство Японии на рынке.
Ербол Казистаев, корреспондент
12.09.2022, 10:27