В Кокшетау дефицит водителей автобусов из-за сложностей получения категории D
Перевозчики просят пересмотреть правила получения нужной категории.
Автобусные парки в Акмолинской области подняли вопрос дефицита кадров в отрасли. По словам президента ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асии Шаримовой, это объясняется сложностью получения категории D, позволяющей быть водителем автобусов.
Дело в том, что в 2015 году вступили в силу новые правила получения прав. Чтобы быть водителем общественного транспорта, возраст должен быть не менее 25 лет, нужна категория D, а опыт вождения — не менее 5 лет (для подкатегории D1 — не менее 3 лет).
Подкатегория D1 позволяет водить транспорт с вместительностью не более 16 человек (минивены, микроавтобусы). После этого нужно отработать еще несколько лет, чтобы получить категорию D. Тогда человек может стать водителем автобуса.
«Но проблема в том, что владельцы микроавтобусов не нанимают водителей, предпочитая сами ездить на них. То есть не все могут получить заветную категорию D. Многие не хотят проходить столь сложный путь, им проще устроиться водителем грузового авто. А профессия водителя общественного транспорта между тем неумолимо «стареет». Для упрощения данного требования, нужно внести поправки в законы о дорожном движении и автотранспорте», — говорит Асия Шаримова.
Еще одной причиной возникшего дефицита эксперты называют неконкурентную заработную плату водителям. Сейчас в среднем она составляет 310 тысяч тенге в месяц до вычета налогов. Автобусные парки не могут поднять зарплаты из-за финансовых проблем.
Несмотря на субсидирование со стороны государства, перевозчики работают «в минус» — оплата по карте составляет 80 тенге, наличными — 150. Тогда как фактическая стоимость составляет от 140 до 300 тенге в зависимости от маршрута.
По данным НПП «Атамекен», в Кокшетау не хватает 80 водителей. К примеру, на балансе у «Кокшетауского автобусного парка» числится 74 автобусов. Из них 20 простаивают из-за дефицита кадров.
Ербол Мухамбаев, корреспондент
11.08.2022, 10:52