Меню CARMA.KZ

Как развивалась автомобильная промышленность Таиланда

Тайский автопром является лидером в Юго-Восточной Азии.

Как развивалась автомобильная промышленность Таиланда / Фото: zr.ru
Как развивалась автомобильная промышленность Таиланда / Фото: zr.ru

Таиланд — государство в Юго-Восточной Азии. В 2020 году население страны составляло 60 млн человек. На сегодня, отраслевые эксперты считают, что  автомобильная промышленность Таиланда занимает лидирующие позиции как в регионе, так и во всем мире.

Первый автосборочный завод в Таиланде появился в 1961 году. Это была компания Anglo-Thai Motor Company (совместное предприятие британского Ford и местного Thai Motor Industry Co.). Объем автомобильного рынка Таиланда в тот период был очень маленьким — за весь год продано 3 232 легковых машин, из них лишь 525 автомобилей местной сборки.

Но уже через 10 лет машины таиландского производства занимали половину местного рынка. Анализ показал, что этому способствовали налоговые льготы для предприятий внутри Таиланда. Это также стало одной из причин, почему в страну пришли крупные автопроизводители Fiat и Nissan. 

Следует отметить, что одной из ключевых особенностей тайского авторынка был высокий внутренний спрос на автомобили, при низкой покупательской способности, по сравнению с развитыми странами, населения,  поэтому в 1971 году, был создан Комитет по развитию автомобилей Таиланда. Организация должна была сконцентрировать усилия по локализации производства машин. Так местные власти планировали снизить дефицит доступных автомобилей для внутреннего предложения, так как импортные транспортные средства были не по карману населению.

В комитете приняли решение, об увеличении ставок таможенных пошлин на импортные автомобили и повысили требование по уровню локализации. В 1975 году уровень локализации автомобилей не должен был быть меньше 25%. Также изначально было введено ограничение на количество предлагаемых моделей. Но от последнего решили отказаться, так как производители легко обходили данный закон.

Эти меры, а также отсутствие требования об обязательном создании СП с местным партнером, дешевая рабочая сила и удобная логистика,  способствовало росту иностранных инвестиций в страну – свои предприятия в Таиланде развернули ряд японских производителей автозапчастей. Уже в начале 80-х годов прошлого столетия местные компании могли производить тормоза, радиаторы, детали двигателя, стекла и мелкие детали кузова. Это стало отправной точкой будущего лидерства таиландского автопрома на рынке Юго-Восточной Азии.

Однако всего этого было недостаточно — доступных для населения автомобилей на рынке было примерно в 6 раз меньше уровня спроса. При этом местные предприятия не были загружены даже наполовину.

В этой ситуации власти Таиланда повысили пошлины на импортные автомобили до 150% от их стоимости и установили требование по локализации комплектующих до 50% к 1983 году. Вторая инициатива не пришлась по вкусу японским компаниям, чьи автомобили занимали лидирующие позиции на таиландском рынке. После давления со стороны Торговой палаты Японии, требование по локализации установили на уровне 45%. Однако в качестве дополнительной меры Таиланд ввел в стране мораторий на импорт автомобилей.

В 1985 году местные власти частично сняли мораторий на импорт автомобилей, но завозить можно было только машины с объемом двигателя больше 2,3 литров и с 300% пошлиной. Полностью мораторий на импорт был снят только в 1991 году.

После его отмены на местный рынок вышли автомобили из Южной Кореи и вступили в жесткую конкурентную борьбу с японскими производителями.  В качестве ответных мер на корейскую экспансию японские компании стали предлагать клиентам недорогие Honda City и Toyota Soluna.

Усилившаяся конкуренция и ценовая война привела к тому, что в Таиланде стало производиться в среднем 1,2 млн машин ежегодно, а емкость собственного рынка на тот момент составляла не более 700 тысяч. Чтобы решить проблему кризиса перепроизводства компании стали искать выход на рынки соседних стран. В результате в 1998 году Таиланд стал нетто-экспортером автомобилей (экспорт превышал импорт). И уже в 2012 году Таиланд вошел в десятку крупнейших стран-автопроизводителей в мире.

До начала пандемии в Таиланде производилось порядка 2 млн автомобилей в год. В 2020 году этот показатель снизился до 1,4 млн машин за год. Сейчас местная автомобильная промышленность возвращается к пиковому уровню 2018-2019 годов, но еще пока не достигла их.

Внутренний рынок

В 2012 году в Таиланде запустили госпрограмму по покупке первого автомобиля, которая подразумевала скидку до 100 тысяч бат (1,3 млн тенге) за счет снижения различных налогов. Приобретаемый автомобиль должен был соответствовать ряду условий экологичности, а новый владелец не мог продать машину в течение следующих 5 лет.

Благодаря действию программы, в 2012 году в Таиланде реализовано 1,43 млн автомобилей. Но из-за большого спроса дилеры не могли обеспечить потребителей достаточным количеством машин. Сложилась парадоксальная ситуация — собственное производство не могло обеспечить имеющийся спрос, а официальные продажи на вторичном рынке были заморожены на 5 лет. В результате статистика официальных продаж покатилась вниз и падение продолжалось до 2016 года.

Лишь в 2017 году местный автопром показал признаки восстановления, достигнув показателя 870,6 тысяч проданных машин. Именно в том году таиландцы, купившие автомобили по госпрограмме в 2012 году, смогли перепродать свои транспортные средства. Сейчас эта программа уже не действует.

В 2018-2019 годах внутренний таиландский авторынок показывал результаты по 1 млн проданных машин в год. А во время пандемии наблюдалось резкое снижение продаж — не более 800 тысяч автомобилей в год, пишет «Автостат».

По данным аналитического агентства Focus2Move, в 2021 году самыми популярными моделями на внутреннем рынке Таиланда стали Isuzu D-Max (149,1 тысяч проданных автомобилей, прирост +14,5% по сравнению с 2020 годом), Toyota Hilux (130,9 тысяч, +4,6%) и Honda City (42,5 тысяч, +40,6%).

Наиболее популярными брендами среди таиландцев являются японские автомобили Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda и Nissan. Аналитики связывают это с большим количеством автосборочных предприятий из Японии, а также конкурентной ценой на местном рынке.

В I квартале 2022 года продажи машин в Таиланде снизились до 225,1 тысяч штук. Это на 3,7% меньше нежели за аналогичный период 2021 года.

Экспорт

Благодаря соглашению о свободной торговле в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), таиландская автомобильная промышленность имеет высокий экспортный потенциал.

С 2014 года более половины автомобилей, произведенных в стране, отправляется на экспорт. Страна занимает 3 место в Азии по объемам поставок транспорта в другие страны. Впереди только Китай и Южная Корея. Сейчас автомобили занимают почти 13% от всего экспорта Таиланда.

Основными импортерами автомобилей из Таиланда являются страны Юго-Восточной Азии. Потребительские предпочтения жителей соседних государств практически не отличаются от таиландских — популярностью пользуются экономичные седаны.

Госрегулирование и поддержка

Параллельно с этим в Таиланде действуют очень высокие пошлины на ввоз автомобилей из-за границы. Это сделано для защиты местных производителей. Этот тариф достигает 80% от стоимости ввозимой машины, для мотоциклов налог меньше — 60%.

Крупным мировым автопроизводителям выгодно инвестировать именно в Таиланд. Во-первых, для них открывается весь рынок Юго-Восточной Азии. Во-вторых, таиландское законодательство не обязывает их создавать там совместные предприятия с местным бизнесом. Как следствие Ford, General Motors, BMW, Mitsubishi, Mazda, Toyota, Isuzu, Honda и Nissan локализовали в Таиланде свое производство. Также есть отечественные компании — Thai Rung и Vera.

Эксперты отмечают, что, помимо высоких таможенных пошлин на импортные автомобили, в Таиланде действует большое количество свободных зон (СЗ). Местный аналог казахстанских СЭЗ. Основное отличие заключается в том, что таиландские свободные зоны должны находиться в частной собственности. Государство лишь освобождает компаний-участников СЗ от налогов на импорт и экспорт, а также выделяет им гранты.

Более того участники свободных зон освобождаются от контроля качества продукции при условии ее экспорта в другие страны.

Автокомпоненты

Помимо автомобилей в Таиланде также развито производство автозапчастей. Страна является крупнейшим импортером металлопродукции из Японии (5,9 млн тонн стали в 2018 году). Из них на производство автомобилей и комплектующих уходит почти 20%.

Теперь Таиланд готов не только поставлять автозапчасти заграницу, но и развернуть свое производство в других странах. К примеру, местные компании готовы заменить ушедших из России производителей запчастей.

Соответствующие переговоры провели министр экономического развития России Максим Решетников и министр торговли Таиланда Чурин Лаксанависит еще в мае 2022 года. Пока неизвестно, запчасти от каких автомобилей будут поставлять или производить таиландцы. Однако российские эксперты предполагают, что компании Таиланда вполне могут изготовить комплектующие для любой машины.

Ассоциация автопроизводителей Японии считает тайский кластер лучшим в АСЕАН. Из этой страны идут поставки запчастей для автомобилей нескольких десятков брендов по всему миру. Теоретически заводы Таиланда могут поставлять не только компоненты для конвейеров АВТОВАЗа, ГАЗа и УАЗа, но и отправлять комплектующие по программам «параллельного импорта» для техники, что уже ездит по дорогам России, пишет портал «АвтоВзгляд».

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
28.08.2022, 10:22