Российский авторынок может восстановиться к 2024 году
Такой оптимистичный прогноз на фоне падения продаж легковых автомобилей на 57% дает бывшее российское подразделение PwC, компания «Технологии доверия».
Продажи новых легковых авто на российском рынке в 2024 году составят 1, 580 млн единиц, превысив показатель 2021 года, когда на соседнем с Казахстаном рынке было реализовано 1, 510 млн авто, утверждают в компании «Технологии доверия».
В настоящее время на российском авторынке наблюдается резкое падение продаж — по данным основного представительства иностранных инвесторов в России, Ассоциации Европейского Бизнеса, в первом полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) составили 370,2 тысяч единиц, что на 57,5% меньше показателей аналогичного периода 2021 года. Аналитическое агентство «Автостат» дает схожую оценку — по его данным, в январе-июне в России было реализовано почти 352 тысяч новых легковушек, но сюда не вошла статистика по LCV.
На основании этого падения практически все аналитические структуры скептически оценивают перспективы продаж по итогам всего 2022 года: «Автостат» считает, что при оптимистичном сценарии в стране за год будет реализовано 690 тысяч легковых машин, при базовом — 600 тысяч, при пессимистичном — 505 тысяч.
Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов в недавнем интервью агентству РИА Новости спрогнозировал падение рынка на 50% по году и продажу около 750 тысяч авто, министерство торговли и промышленности РФ в своих прогнозах чуть оптимистичнее — до 800 тысяч единиц.
На их фоне прогноз бывшего российского подразделения PricewaterhouseCoopers, ныне аудиторско-консалтинговой компании «Технологии доверия» выглядит сверхоптимистичным. Эксперты этой структуры считают, что по итогам 2022-го российский рынок просядет всего на 28% — и по итогам года будет реализовано 1,090 млн новых легковушек.
Правда, одновременно компания дает и пессимистичный сценарий, который совпадает с прогнозом «АвтоВАЗа»: при дальнейшем исходе иностранных инвесторов и отсутствии госсподдержки для отрасли продано будет 750 тыс. единиц легковых автомобилей.
Директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» Виктория Синичкина, объясняя оптимистичный вариант прогноза, отметила, что российский авторынок «переживает структурную перестройку, но пока не было массового ухода игроков, остановлены только поставки» новых машин и комплектующих. К настоящему времени официально российский рынок покинули Renault и General Motors, продолжается производство различных моделей Kia и Hyundai, а также китайского Haval.
К тому же, по мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, рынок был перегрет ажиотажным спросом в предыдущие годы. Отметим, что после некоторого спада спроса в 2015 году, когда было реализовано 1,490 млн автомашин после реализации 2,340 млн единиц годом ранее, российский рынок легкового автотранспорта вновь пошел в гору в 2018-м (1, 670 млн автомобилей), показал почти тот же результат в 2019-м (1,630 млн), а затем чуть опустился до 1,490 млн машин в 2020-м и до вышеупомянутого прошлогоднего показателя в 1,510 млн авто.
Сергей Удалов считает, что массовый спрос за этот период был удовлетворен, и теперь потенциальные покупатели могут занимать «выжидательную позицию» на протяжении нескольких лет. Однако в компании «Технологии доверия» убеждены, что падение российского авторынка не затянется, и уже в следующем году продажи новых легковых авто в России подрастут до 1 млн 320 тысяч единиц, а в 2024 году выйдут на уровень 1 млн 580 тысяч машин, превысив, таким образом, показатель 2021 года.
В целом аналитики компании ждут ежегодного прироста уровня продаж, начиная с 2023-го, на 6%, до 1 млн 780 тысяч единиц по итогам 2028 года. При этом основным спросом на российском авторынке пользуются иномарки локального производства, на которые приходится 60% продаж (909 тыс. единиц из 1,5 млн авто, проданных в прошлом году), 21% рынка приходится на отечественные бренды (315 тысяч) и 19% — на импортные новые авто (289 тысяч машин).
Егор Васильев, корреспондент
14.07.2022, 09:11