Меню CARMA.KZ

Европа намерена полностью отказаться от новых авто с ДВС к 2035 году

При этом ранее выпущенные автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут эксплуатироваться до полного износа.

Европа намерена полностью отказаться от новых авто с ДВС к 2035 году / Фото: Shutterstock
Европа намерена полностью отказаться от новых авто с ДВС к 2035 году / Фото: Shutterstock

Министры окружающей среды из 27 стран-членов ЕС одобрили прекращение продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году в Европе, при этом производство «бензиновых» и «дизельных» авто должно быть сокращено более чем на 50% уже к 2030 году, сообщает агентство Bloomberg.

Предложения по отказу от двигателей внутреннего сгорания в европейском автопроме с тем, чтобы свести выбросы CO2 от нового автотранспорта к нулю, впервые были озвучены в июле 2021 года. Тогда, правда, назывался другой срок отказа от ДВС — 2040 год, и в ноябре 2021 года на проходившем в Глазго Всемирном климатическом форуме 33 страны и шесть автопроизводителей присоединились к этим планам. В частности, готовность отказаться к 2040 году от производства новых авто с двигателями внутреннего сгорания присоединились GM, Ford, Mercedes, Volvo, Jaguar/Land Rover и китайский концерн BYD.

К числу подписантов меморандума в Глазго не присоединилась Германия, хотя один из ее ведущих производителей – Mercedes — свою подпись под документом оставил. Как тогда пояснили в федеральном министерстве окружающей среды ФРГ, в Берлине согласны с тезисом о необходимости снижения выбросов CO2, но считают, что в число «разрешенных» двигателей должны войти гибридные, то есть работающие на газе и углеводородах либо на электричестве и газе. А в министерстве транспорта этой страны вообще отказались списывать ДВС со счетов, предложив сделать их эконейтральными за счет использования синтетических видов топлива (этанол).

Несмотря на явное недовольство планами отказа от ДВС со стороны одной из мировых и европейских автомобильных сверхдержав, в Европарламенте решили ужесточить сроки этого решения. И в конце июня этого года одобрили предложенный властями Европейского Союза запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2035 года: против такого ускоренного перехода на электромобили возражали Италия, Португалия, Словакия, Болгария и Румыния, предлагавшие оставить в силе достигнутые в Глазго договоренности о запрете на производство новых авто с ДВС с 2040 года. Но в итоге решение было продавлено, в том числе — благодаря существенной поправке от ФРГ.

Немцы сумели продавить поправку, согласно которой Брюссель в 2026 году вернется к рассмотрению возможности сохранения ДВС на гибридных автомобилях после 2035 года в том случае, если производители сумеют гарантировать нулевой выброс CO2 при использовании такого типа двигателей. Кроме того, отсрочку на год (до 1 января 2036 года) получили производители нишевых брендов с объемом производства не более 10 тысяч автомобилей в год — этот пункт, который окрестили «поправкой Ferrari», позволит растянуть еще на год продажи авто с ДВС люксовым брендам. И самое главное — отказ от производства новых авто с ДВС не означает отказа от эксплуатации ранее произведенных, хотя еврочиновники и сомневаются в том, что в этом случае цель по снижению выбросов от автотранспорта будет достигнута.

«Одно из опасений заключается в том, что если в 2035 году электромобили все еще будут дороже, чем обычные машины, то люди могут предпочесть не покупать новое — и в результате будут дольше эксплуатировать свои старые автомобили, загрязняющие окружающую среду. А возможно, даже арендуют еще одну машину с двигателем, работающим от горючего топлива. Это будет означать, что мы не достигнем цели», — цитирует телеканал France 24 эксперта по транспорту в SIA Partners Арно Эйме.

В настоящее время автомобили являются основным видом транспорта для европейцев, и на их долю приходится до 20% от общего объема выбросов CO2 на континенте. На данный момент в Европарламенте единственной альтернативой бензиновым и дизельным авто видят электромобили, но производители жалуются на их недостаточную востребованность не только из-за дороговизны (по информации специализированного ресурса JATO Dynamics, средняя розничная цена на новые электрокары на 40% выше аналогов с ДВС). Основной причиной недовольства потребителей является недостаточное количество зарядных станций для этого вида транспорта даже в Европе. Несмотря на то, что в прошлом году глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен потребовала от национальных властей установку пунктов зарядки вдоль основных дорог в Европе через каждые 60 километров.

Отметим, что по состоянию на 1 мая текущего года, по данным МВД РК, в Казахстане было поставлено на учет 449 легковых электрокаров и 140 грузовиков с электрической тягой при том, что общий автопарк республики составляет около 4,4 млн единиц автотранспортных средств. Подавляющее большинство легкового автопарка страны (87,8%) использует в качестве топлива бензин, грузовики в Казахстане в большинстве своем работают на солярке (48,7%) и на бензине (45,9%), как и автобусы, 60% парка которых работают на бензине, еще 30,5% — на дизельном топливе. Такая структура топливного спроса порождает и предложение: зарядные пункты для электрокаров в стране встречаются гораздо реже, чем в Европе, так что Казахстан едва ли разделит европейский запрет на выпуск новых авто с ДВС к 2035 году.

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
08.07.2022, 12:12