Меню CARMA.KZ

Импортёры сообщают о «безумии» на авторынке российского Дальнего Востока

Укрепление рубля вызвало обвал цен и ажиотажный спрос на автомобили из Кореи и Японии.

Импортёры сообщают о «безумии» на авторынке российского Дальнего Востока / Фото: ИА PrimaMedia
Импортёры сообщают о «безумии» на авторынке российского Дальнего Востока / Фото: ИА PrimaMedia

По данным Владивостокской таможни, за март, апрель и май текущего года через Владивосток ввезено 31 865 автомобилей для личного пользования. Это на 38% больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Об этом сообщает дальневосточное информационное агентство PrimaMedia.

«Динамика остаётся стабильной. В указанном периоде больше всего ввезенных автомобилей в этом году приходится на март, в прошлом на апрель. В июне этого года ввезено уже более семи тысяч автомобилей для личного пользования», — сообщили агентству в пресс-службе Владивостокской таможни.

По итогам пяти месяцев 2022 года, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 52%, до 318114 единиц. При этом доля импортных автомобилей на российском рынке по итогам первого квартала нынешнего года выросла и составила 18,6%. В январе-марте 2021-го этот показатель составлял 16,1%, то есть был на 2,5 процентных пункта ниже.

Как следует из опубликованного на сайте PrimaMedia материала, рекордное укрепление рубля спровоцировало «безумие» на вторичном рынке автомобилей из Японии и Кореи.

По словам импортёров, на мнение которых ссылается агентство, российский авторынок перестраивается в новых реалиях. Спрос смещается в сторону стран АТР. На этом изменившемся рынке большие перспективы у китайского автопрома — по многочисленным прогнозам, он должен занять место покинувших Россию дилеров из Америки и Европы.

«По сравнению с дилерскими центрами разница в цене на японских аукционах может достигать двух-трёх миллионов рублей и более. Такая уникальная ситуация привела к ажиотажному спросу», — рассказали участники рынка ИА PrimaMedia.

Импортёры, указывает агентство, объясняют рост показателей курсовой разницей. Из-за рекордного укрепления национальной валюты цены в рублях на б/у иномарки снизились. А после введения санкций на авторынке спрос сместился в сторону Японии, Кореи и Китая.

«Сейчас сложилась уникальная ситуация — из-за курса доллара и иены машины дешевеют. Раньше иена стоила 100 с чем-то рублей, а сейчас 50 с чем-то. Соответственно, вырос спрос на автоимпорт. Буквально на днях пришёл пароход из Кореи с леворульными BMW. Разница в ценах с дилерскими центрами огромная — у дилера Lexus может стоить 10 млн рублей, а везут его за четыре. И такая картина по многим автомобилям», — рассказал PrimaMedia один из импортёров.

Дальневосточные журналисты приводят слова руководителя компании Priority Auto, которая занимается импортом автомобилей в Россию Константина Тарасова: «Сейчас возим из Японии и Кореи те машины, которые раньше покупали у дилеров. Например, Land Cruiser 200, который у дилера стоит 6-7 млн рублей, из Японии везут за 4 миллиона».

В материале PrimaMedia приводятся мнение и других участников рынка.
«Цену на японских аукционах теперь формирует Россия, по крайней мере, в интересном ей сегменте. Торгуемся практически только друг с другом. Покупает вся страна», — комментирует представитель компании ADN GROUP Сергей Островский.

Причём продажи растут и по корейскому направлению, которое до сих пор было не так востребовано в России и на Дальнем Востоке, отмечают дальневосточные журналисты.

«Корея — это левый руль. Рынок достаточно маленький, сжатый — там нет такого выбора, как в Японии, и такой прозрачной системы аукционов. Тем не менее, и по корейскому направлению спрос увеличился, потому что после санкций многие автомобили просто неоткуда привезти. Европа отпадает, новую машину не купить, производство встало колом, Америка ввела эмбарго, в Японии действуют ограничения на экспорт в Россию автомобилей стоимостью больше 6 млн иен. Фактически остаются Корея и Китай», — поясняет Сергей Островский. 

Директор компании Carwin Дмитрий Забора подтверждает, что низкие курсы позволяют покупать машины в Корее по очень интересным ценам: «Из Кореи сейчас везут всё подряд — и «немцев», и «американцев». Мы бы тоже занялись этим направлением, тем более что уже работали с ним лет семь назад. Но просто не успеваем — по «японцам» такой входящий объём заказов, что уже не до Кореи, хотя, безусловно, это очень интересно». 

По его словам, на японских аукционах представлено большое количество европейских машин премиум-класса с левым рулём, но ограничения на экспорт в 6 млн иен не позволяют покупать такие машины. До шести млн иен можно привезти практически любой автомобиль японского производства.

«Например, буквально сегодня пришёл договор на Toyota Land Cruiser 200 — бензиновый. Стоимость 4 млн рублей. Но с учётом ограничений придётся покупать в более-менее простой комплектации, с велюровым салоном. А в целом сегодня востребованы даже те автомобили, которые было невыгодно завозить раньше», — комментирует Дмитрий Забора. 

При этом он отмечает, что имеет смысл покупать автомобили, не особенно популярные на российском рынке, так как в Японии самые востребованные модели поднялись в цене.

«Тот же Toyota Land Cruiser Prado подорожал почти на один млн иен за последние полтора месяца. Рост цен в Японии нивелирует низкий курс. Покупать Land Cruiser Prado сейчас, конечно, выгоднее, чем в начале года, но он стоит не намного дешевле, чем год назад. Поэтому я и рекомендую обратить внимание на не самые популярные автомобили. Например, цены на немецкие машины практически не изменились. Какой-нибудь BMW X3 или BMW X5 можно купить на очень выгодных условиях — разница в цене по сравнению с дилерскими центрами достигает уже не 500-700 тысяч рублей, как раньше, а полтора-два миллиона рублей», — рассказывает Дмитрий Забора. 

«Автомобили б/у будут привозить из Японии и Кореи. Китайские машины заполнят салоны, которые раньше назывались BMW, Audi и Mercedes — думаю, очень скоро их переименуют в названия китайских брендов, — прогнозирует Сергей Островский. — В случае проседания курса рубля ажиотаж начнёт немного спадать, но в целом, если японцы не введут санкции на вывоз гражданских автомобилей, считаю, это долгосрочный тренд. Мы будем покупать меньше Land Cruiser Pradо и больше «приусов» и «филдеров», но спрос никуда не денется. Людям надо на чём-то ездить».

«Вряд ли «дальневосточное безумие» серьезно отразится на казахстанском рынке. Дело в том, что, во-первых, и это самое главное, курсовая разница также отразилась на соотношении тенге к рублю, как и парах рубль-иена, рубль-доллар. Если 1,5 месяца назад курс был 1 к 5,5-6, и даже доходил до 1 к 3,5, то сейчас он вырос до 8,5 тенге за рубль. В этой ситуации стоит скорее ожидать, что россияне придут на рынок вторичных авто в Казахстане, чем мы к ним. Во-вторых, в Казахстане запрещены праворульные авто и в целом логистика более выстроена под импорт автомобилей из Европы», — считает исполнительный директор Центра анализа и мониторинга авторынка Алмас Дюйсембай.

Вадим Григорьев

Вадим Григорьев, журналист
27.06.2022, 09:12