Грузовики для международных перевозок будут освобождены от первичной регистрации
На перевозках в дальнее зарубежье задействовано порядка 350 отечественных компаний с парком автотранспортных средств 7615 единиц.
Правительство Казахстана разработало комплекс мер по поддержке отечественного бизнеса, занимающегося международными автоперевозками. Такая информация содержится в ответе на депутатский запрос фракции партии «Ак Жол» и подписанный исполняющим обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Еркебуланом Дауылбаевым.
На ключевое предложение депутатов — предоставить льготные условия для таможенной очистки и лизинга новых автотранспортных средств, покупаемых казахстанскими автопредприятиями, правительство, по сути, ответило дипломатическим отказом. Как следует из письма Еркебулана Дауылбаева, «предприниматели имеют возможности в рамках «ДКБ-2025» приобрести новые автотранспортные средства».
«Касательно предоставления льготных условий для таможенной очистки автотранспортных средств сообщаем, что величина таможенной пошлины установлена единой для государств-участников в рамках Евразийского экономического союза», — указывается в тексте ответа.
При этом там же отмечено, что «средства, предусмотренные на субсидирование и гарантирование в рамках «ДКБ-2025» распределяются Фондом «Даму» в разрезе регионов по мере потребности без привязки к определенным отраслям экономики».
Необходимость специальных мер поддержки отечественных автоперевозчиков депутаты объясняют тем, что в настоящее время происходит их «выдавливание с рынка в лице зарубежных игроков».
В правительстве в целом не отрицают, что такая проблема существует. Согласно, приведенной в ответе на депутатский запрос статистике, в стране на перевозках в дальнее зарубежье задействовано порядка 350 отечественных компаний с парком автотранспортных средств 7615 единиц.
«В то же время, по имеющейся информации, на территории Казахстана осуществляют деятельность 41 совместное предприятие с участием субъектов 13 стран (Латвия, Литва, Германия, Россия, Грузия, Беларусь, Турция, Нидерланды, Италия, Афганистан, Пакистан, Иран и ОАЭ) и общим парком автотранспортных средств порядка 2000 единиц, также занятых на международных перевозках», — говорится в тексте ответа.
Еще одна проблема — крайне маленький собственный автопарк по сравнению со странами-соседями.
«В настоящее время доля казахстанских перевозчиков на рынке перевозок составляет 30%, так как количество парка автотранспортных средств, задействованных в международных перевозках других стран, превосходит количество парка отечественных перевозок (в Польше — 247 тыс. ед., в Турции — 69 тыс. ед., в Литве — 38 тыс. ед., в Украине — 30 тыс. ед., в России составляет 34 тыс. ед., в Белоруссии — 22 тыс. ед. и Украина — 10 тыс. ед.). Поэтому вопросы по пополнению казахстанского парка автотранспортных средств, задействованных в международных перевозках, коррелируются экономическим интересом нашей страны», — резюмируется в ответе правительства.
При этом из текста ответа так и остается непонятным — текущее состояние казахстанского автопарка в 7615 единиц — это так видит правительство корреляцию с экономическими интересами страны? И как это соотносится с постоянными разговорами о развитии транзитного потенциала?
Тем не менее, совсем без заботы правительство казахстанских международных автоперевозчиков не оставило. Как следует из ответа, 31 марта 2022 года был утвержден «План организационных мероприятий по развитию международных грузовых перевозок на автомобильном транспорте в Республике Казахстан», предусматривающий следующие вопросы:
- снижение коэффициентов утилизационного сбора и совершенствование его норм при импорте (приобретении) грузовых автотранспортных средств, предназначенных для международных перевозок;
- освобождение от сбора за первичную регистрацию для грузовых автотранспортных средств, предназначенных для международных перевозок;
- расширение географии перевозок грузов путем заключения межправительственных соглашений с иностранными государствами и цифровизации;
- проработка вопроса по организации совместных проверочных мероприятий в соответствующих аккредитованных организациях, осуществляющих выдачу Свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и усилить контроль при ввозе таких автотранспортных средств;
- организация контроля за исполнением требований разрешительной системы путем проведения совместных контрольных мероприятий в зонах таможенного контроля (ЦТО, ТЛЦ и СВХ);
- проработка вопроса исключения ограничений по ввозу топлива в Польшу в топливных баках, установленных заводом-изготовителем;
- подписание Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Армения о международном автомобильном сообщении от 2006 года в части взаимного освобождения перевозчиков Сторон от налогов, сборов и платежей, связанных с владением транспортными средствами и их использованием, за исключением использования автомобильных дорог, мостов и тоннелей на платной основе;
- проработка вопроса по увеличению уровня штрафов для иностранных перевозчиков, нарушающих разрешительную систему Республики Казахстан;
- проработка вопроса по упрощению процедуры получения виз со сроком действия до 3 лет для казахстанских водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки (сокращение сроков выдачи, исключение требований по наличию иностранного бланка разрешения).
Вадим Григорьев, журналист
21.06.2022, 11:47