Автопарк в США стареет пятый год подряд
Средний возраст легковых автомобилей в эксплуатации (VIO) в США вырос в 2022 году до 12,2 лет, прибавив по сравнению с прошлым годом 2 месяца.
В Казахстане по данным Центра анализа и мониторинга авторынка средний возраст автомобилей составляет 20 лет.
Согласно данным исследования S&P Global Mobility, старение автопарка в США продолжается пятый год подряд, при этом количество автотехники увеличилось до 283 млн машин (за 2021 г. рост составил 3,5 млн единиц). Средний возраст VIO в США продолжит увеличиваться вплоть до 2023 года, прогнозируют эксперты, из-за нехватки деталей, в первую очередь полупроводников, а также разрыва логистических цепочек из-за продолжающегося российско-украинского конфликта.
В США основными факторами увеличения среднего возраста автомашин, по данным экспертов стала глобальная нехватка микрочипов в сочетании со связанными с ней проблемами в цепочке поставок и с запасами. Сокращение поставок чипов вызвало продолжающуюся нехватку деталей для автопроизводителей, что вынудило последних уменьшить производство. Ограниченное предложение новых легковых автомобилей и легких грузовиков на фоне высокого спроса на личный транспорт повлияло на увеличение сроков эксплуатации существующих транспортных средств.
Ограничение предложения новых машин привело и к сокращению объемов утилизации уже эксплуатируемых транспортных средств. Объем такой утилизации в 2021 г. составил 11 млн единиц (-27% к прошлому году) или 4,2% от всех VIO (-1,2% годом ранее). Это был самый низкий годовой показатель за последние два десятилетия. Ожидается, что темпы утилизации могут увеличиться в середине десятилетия, что может помочь немного снизить средний возраст VIO.
По состоянию на 1 мая 2022г. в Казахстане, как следует из данных Бюро национальной статистики, основанных на информации Министерства внутренних дел, количество зарегистрированных автотранспортных средств в стране составило 4 357,6 тыс. единиц (87,8% — легковые автомобили, 10,4% — грузовые автомобили, 1,8% — автобусы). При этом в общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладают автомобили с годом выпуска превышающим 20 лет (50,3%), с годом выпуска от 10 до 20 лет — 21,1%, от 7 до 10 лет — 14,5%, с годом выпуска не превышающим 3 года — 7,6%, с годом выпуска от 3 до 7 лет — 6,4%.
В общем числе зарегистрированных грузовых автомобилей преобладают автомобили с годом выпуска превышающим 20 лет — 60,8%, с годом выпуска от 10 до 20 лет (21%), от 7 до 10 лет — 10%, от 3 до 7 лет — 4,1%, с годом выпуска не превышающим 3 года — 3,1%.
В общем числе зарегистрированных автобусов преобладают автобусы с годом выпуска превышающим 20 лет — 42,2%, с годом выпуска от 10 до 20 лет (31,8%), от 7 до 10 лет — 10,6%, от 3 до 7 лет — 7,8%, с годом выпуска не превышающим 3 года — 7,2%.
«Тенденция к старению страновых автопарков в последние годы становится общемировой, на фоне дефицита комплектующих, с которым столкнулась автомобильная отрасль с начала пандемии. Как правило, обновление автопарка может проводится двумя путями: введением в эксплуатацию большего числа новых автомобилей, используя для этого различные государственные программы, а также выведением из эксплуатации старых автомобилей с проведением их утилизации.
В Казахстане используются оба механизма: это программа льготного автокредитования и программа утилизации автомобилей. Тем не менее, рост среднего возраста зарегистрированных автомобилей остаётся актуальным вопросом. Очевидно, что эффект от действия программ напрямую зависит от объёмов фондирования», — считает директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
Еще одним дополнительным фактором, по мнению исследователей, стимулирующим рост возраста автопарка в США, стала пандемия COVID-19. Она перевела потребителей общественного транспорта на личный автотранспорт, что привело к увеличению продаж подержанных автомобилей и сокращению объемов утилизации.
Согласно анализу S&P Global Mobility, VIO в США проехали в среднем более 12300 миль (19800 км) в 2021 г. (+10% к прошлому году) и, как ожидается, достигнут аналогичного результата в 2022 году.
Вадим Григорьев, журналист
23.06.2022, 09:22