Меню CARMA.KZ

«Россияне будут закупать больше машин из Казахстана»

Дефицит комплектующих и массовый уход иностранных брендов может подтолкнуть россиян покупать автомобили в Казахстане, об этом в эксклюзивном интервью редакции автомобильного портала CARMA.KZ заявил руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов (Россия).

«Россияне будут закупать больше машин из Казахстана» / Фото: из личного архива Азата Тимерханова
«Россияне будут закупать больше машин из Казахстана» / Фото: из личного архива Азата Тимерханова

— Азат, расскажите, в каком состоянии российский авторынок в 2022 году?

— Российский рынок в этом году сильно «упал». Если в 2021 году продано 1,5 млн новых легковых автомобилей, то сейчас примерно 600 тысяч. Падение в 2,5 раза.

— Одной из причин такого падения эксперты называют массовый уход иностранных брендов с российского рынка. Как думаете, крупным автопроизводителям интересна релокация в Казахстан?

— Из того, что мы видим и слышим, то здесь речь идет больше о продаже предприятий иностранных компаний в России, которые приостановили производство или поставки автомобилей с марта этого года. А из-за падения российского авторынка в 2,5 раза в 2022 году, потенциальные покупатели могут задуматься, а стоит ли приобретать производство, когда проще привозить готовые автомобили в Россию. Ведь чтобы разворачивать локальное производство, то объемы большие нужны.

— Но ведь тот же Ural Motorcycles релоцировался в Казахстан…

— Что касается релокации производства мотоциклов «Урал» из России в Казахстан, то хотелось бы отметить, что мотоциклетное производство не такое масштабное как автомобильное. Здесь проще перенести производство, затраты меньше. В автомобильном производстве совсем другие объемы.

— То есть падение российского рынка может снизить интерес иностранных компаний в производстве своих автомобилей в Казахстане или других странах региона?

— Тут скорее речь идет о покупке российских активов иностранных автопроизводителей казахстанскими компаниями. У вас есть «СарыаркаАвтоПром», «Азия Авто». К примеру, Volkswagen сейчас ищет покупателей для своих активов. Слухи доходили, что «Азия Авто» может стать одним из них. Я думаю, эти заводы иностранных компаний, которые будут продаваться, среди них могут быть покупатели из Казахстана.

— Здесь хотелось бы узнать подробнее про условия покупки российских активов иностранных компаний. Ряд СМИ сообщали, что покидающие страну автобренды смогут выкупить свои предприятия через 5-6 лет. Чем обусловлены эти условия? И как быть покупателям?

— В качестве таких примеров можно привести только сделки по Renault и Nissan. Но Renault владели «АвтоВАЗом» наряду с «Ростехнологиями». А это государственная компания, поэтому, в первую очередь, из-за этого были такие договоренности — Renault уходит, но имеет право обратно через 6 лет выкупить. А Nissan пошел по такому пути, так как они с Renault «в одной связке».

А такой срок выбран, чтобы посмотреть, как будет развиваться, в первую очередь, геополитическая ситуация. На первый план тут выходит политика, а потом уже оттуда исходят экономика и другие сферы.

Кстати, свой московский завод, где выпускались Duster, Renault вообще просто отдали. Там теперь будут выпускать «Москвичи».

— Новые владельцы теперь будут покрывать внутренний рынок? Или какая-то часть автомобилей пойдет на экспорт?

— Предприятия в России ориентированы на удовлетворение спроса местного рынка. Здесь еще в нулевых годах принята концепция развития автопрома. Согласно нормам, российское правительство дает льготы иностранных производителям, чтобы те разворачивали здесь свои предприятия. И речь, в первую очередь, шла о внутреннем рынке. Понятно, что часть производимой продукции шла на экспорт, но львиная доля уходила на внутренний рынок.

— Из-за дефицита микрочипов и ухода иностранных брендов, в России велик риск возникновения нехватки автомобилей на продажу. Скажите, есть ли тенденция, когда россияне закупают машины из Казахстана?

— Да, была такая тенденция, за новыми машинами ездили в Беларусь и Казахстан. Сейчас у нас параллельный импорт стал набирать обороты. Но пока его объемы невысоки.

По российскому импорту у нас полных данных нет. Но мы получили данные за сентябрь. Тогда в Россию ввезено 11,3 тысяч новых легковых автомобилей, а подержанных — 27 тысяч. По новым основной приток это Китай (63%). А на втором месте Казахстан (6,6%). Но здесь сложно выделить, что тут параллельный импорт, что официальные поставки.

— То есть объемы параллельного импорта будут расти, и российские дилеры будут закупать автомобили в Казахстане?

— Думаю, да, в будущем россияне будут больше закупать машин из Казахстана. Параллельный импорт набирает популярность. Дилеры прибегают к этому инструменту. Есть крупный дилерский холдинг «Ключ авто», который официально объявил, что в наличии имеет автомобили, привезенные по параллельному импорту. Там модели, которые в России официально не продавались.

— А насколько изменились цены на новые автомобили в России?

— Если рассматривать средневзвешенную цену, то тут мы имеем по итогу 10 месяцев небольшой прирост около 16%. Это показатель такой плавающий, весной было еще выше. Тем более сейчас выросла доля Lada и китайских машин на российском рынке, соответственно доля премиальных машин упала.

В прошлом году Lada Vesta была самым продаваемым автомобилем в России. С начала года машина стала дороже на 30%. В январе ее минимальная цена составляла примерно 860 тысяч рублей (6,5 млн тенге), то теперь — 1,12 млн рублей (8,5 млн тенге). Или вот популярные корейские автомобили KIA Rio, Hyundai Solaris и Hyundai Creta подорожали на 40-45%. Volkswagen стал дороже на 52%, Lada Largus — на 57%. Основное повышение цен было в марте.

В октябре средняя цена подержанного легкового автомобиля в России составила 1,22 млн рублей (9,3 млн тенге). Это средняя по рынку, а рынок большой примерно 4-4,5 млн машин. Причем в октябре средняя стоимость автомобилей с пробегом снизилась примерно на 3%, но если сравнивать с октябрем 2021 года, то тут рост стоимости на 40%.

— Сейчас китайские бренды покоряют как казахстанский, так и российский рынки. Но я заметил, что они привозят в основном кроссоверы. Действительно ли существует такая тенденция в России? И если да, то почему, как вы думаете?

— В России самый популярный сегмент автомобилей это кроссоверы — внедорожники (SUV). Продажи этих машин занимали больше половины всего рынка новых легковых автомобилей. Поэтому китайцы сделали ставку именно на SUV. Примерно 95% модельного ряда китайских автомобилей, представленных в России, это кроссоверы и внедорожники.

Для нас тоже было удивлением, почему китайцы не привезли на рынок бюджетные седаны. Сейчас ведь нет альтернативы популярным ранее корейским автомобилям. И в будущем таксопарки и сервисы каршеринга могут столкнуться с дефицитом автомобилей.

— Может быть есть какая-то договоренность об условном делении рынка?

— Я думаю, причина в том, что в сегменте бюджетных автомобилей есть «АвтоВАЗ». Возможно, есть некие договоренности, что китайцы свободно заходят на российский рынок, но не конкурируют с «АвтоВАЗом» в сегменте бюджетных седанов. Еще тут такой момент, что иранцы собираются зайти на российский рынок. В следующем году уже. И они представят здесь именно седаны. Вполне вероятно, что российский рынок в будущем будет условно поделен на 3 части: бюджетные автомобили — Lada, чуть подороже – иранские автомобили и самые дорогие — китайские автомобили. Не сказал бы, что у кого-то есть такие намерения, но так может сложиться.

Взгляните на цены на китайские автомобили. Они ведь стоят недешево — как минимум 2 млн рублей (15,2 млн тенге). Только вот вроде Haval Jolion стоит 1,9 млн рублей (14,4 млн тенге).

— Цена снижена чтобы попасть под госпрограмму автокредитования в России?

— Думаю, да. Максимальная цена, по которой можно приобрести автомобиль, в рамках программы льготного автокредитования составляет 2 млн рублей (15,2 млн тенге). Программа всегда была популярна. На нее выделяли определенные деньги, и автомобили раскупались в рамках этой госпрограммы в течение 3-4 месяцев. То есть оно так и работало — после выделения денег был всплеск покупок машин. Сейчас российский рынок в затруднительном положении, и по данной госпрограмме доступны только автомобили Lada, УАЗ, «Газель», а из иномарок — только Haval Jolion.

Сейчас машин мало осталось. Запасы автомобилей иностранных брендов уменьшаются, ввезенные по параллельному импорту не подойдут. Выбора очень мало. В первую очередь по госпрограмме покупают Lada, у которой 60% всех продаваемых автомобилей – это по госпрограмме.

— Китайцы же возят в Россию пока только бензиновые автомобили?

— Да, только SkyWell объявил, что начнет продажи электромобилей. Вроде еще BYD заинтересован в этом. Сейчас вообще для китайцев наш рынок интересен, так как ведущие иностранные игроки покидают Россию.

— А как у российских компаний обстоят дела с производством электромобилей?

— Вот если мы возьмем новый российский электромобиль Evolute, то он сделан на базе DongFeng. «Москвич» также планирует выпускать электромобили. Они в своей презентации предварительного модельного ряда показали автомобиль JAC. Пока непонятно, это будут машины JAC или что-то на базе «Камы». Дело в том, что в проекте производства электромобилей у «Москвича» планировал принять участие и «Камаз». Поэтому пока непонятно, какие там будут разработки — китайские или «Камаза». «Москвич» уже до конца года планирует собрать несколько электромобилей. Вполне возможно, что сначала это будут китайские разработки, а потом в перспективе российские.

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
22.11.2022, 12:52