В Астане возродили автогонки без правил
Новый автомарафон на выживание в столице Казахстана прошел спустя 20 лет после последних аналогичных кольцевых гонок в главном городе страны.
Общественное объединение Федерация АвтоМото спорта по городу Астана при поддержке акимата столицы в этом году возродило автогонки без правил Derby кубок от S.O.V.A., закрыв в этом году сезон в минувший уик-энд, 18 сентября.
Гонки без правил, где участники могут брать друг друга на таран, проводились в столице в начале 2000-х годов, но тогда у них был кольцевой формат: участники наматывали круги, а победителем становился гонщик, пришедший на финиш первым. При этом разрешалось «выдавливать» соперников с трассы, проложенной по бездорожью, а также врезаться в любую часть автомобиля конкурента за исключением сегмента водительской двери.
Нынешнее Derby кубок от S.O.V.A. гонки без правил, по словам одного из его соорганизаторов, директора ТОО Bort01 Car Service Эльвара Агаева, имеет другой формат соревнований: автомобили одного класса (и, соответственно, одних и тех же технических параметров) выезжают на ограниченное пространство, именуемое «клеткой», и начинают в прямом смысле биться друг с другом. Основная цель — заглушить двигатель в автомобилях конкурентов, а самому остаться на ходу.
Все это по традиции происходит в условиях бездорожья и напоминает битвы трансформеров из одноименного фильма Paramount Pictures. Тем более, что легковушки участников — в основном это продукция АвтоВАЗа, АЗЛК и ГАЗа — после переоборудования под битвы за выживание приобретают контуры, схожие с автоботами и десептиконами. Соревнование проходит в двух «клетках» — в одной собраны малолитражки типа «Москвичей», в другой — тяжеловесы вроде «Волги».
«Выявить самый «неубиваемый» автомобиль достаточно тяжело, потому что в этом виде автоспорта большую роль играют навыки пилотов, — говорит Эльвар Агаев. — Мы в этом году провели сразу два дерби, первый прошел весной, в мае, нынешние осенние заезды стали закрытием первого сезона возрожденных спустя 20 лет в столице гонок без правил. Нынешний заезд собрал 20 гонщиков, соревнования проходили в двух классах автомобилей, участвовал как российский автопром, так и иномарки».
При этом все завершилось безоговорочной победой росавтопрома: в классе малолитражек первое место взял Самет Киззатов на поистине «неубиваемом» «Москвиче». Серебро и бронза — у Айдара Баянова и Нуржана Аскерова соответственно, причем оба призера выступали на автовазовских машинах: серебряный призер на «семерке», а бронзовый — на ВАЗ-2106, не менее легендарной модели еще советского автопрома, чем победивший в этой «клетке» выходец с АЗЛК.
У «тяжеловесов» весь пьедестал заняла продукция Горьковского автозавода — первенствовал здесь Оразалы Тілеу на «Волге» ГАЗ-24, вторым стал Мадияр Даулгазинов на «тридцать первой» модели того же производителя, аналогичный «железный конь» был и у бронзового призера, Ерлана Карабекова. При этом в соревнованиях участвовали не только столичные автолюбители, но и гонщики с Акколя, а к последующим столичным дерби проявляют интерес и из-за рубежа.
«У нас соревнования открытые: если осенью были гонщики из Акколя, а в мае — участники из Караганды, то уже в следующем году география участников может значительно расшириться, — говорит Эльвар Агаев. — Уже после окончания второго этапа последующими нашими планами интересовались ребята из Алматы, Костаная, Павлодара, интерес к нашему дерби проявляют автолюбители из Кыргызстана, им также интересуются гонщики из российского Томска».
По его словам, основная масса участников гонок на выживание в Астане — это индивидуальные предприниматели, имеющие собственные СТО, но есть и простые автолюбители, которые с помощью спонсоров или самостоятельно переоборудуют свои машины под жесткие технические требования, которые предъявляются организаторами дерби ко всем участникам.
«Основа — это каркас безопасности внутри авто, у нас прописаны требования ко всем конструкциям внутри авто, как они должны располагаться, есть требования к спецсиденьям водителей — ковшам и полуковшам — которые должны быть зафиксированы намертво, — говорит соорганизатор дерби. — В каждой машине должны быть четырехточечные ремни безопасности на случай ударов, чтобы была фиксация всего туловища человека, в каждой машине должен быть огнетушитель на расстоянии вытянутой руки от водителя, должны быть устройства обесточивания авто на случай пожара или замыкания. Аккумулятор помимо того, что должен быть зафиксирован, еще и укутывается полностью резиной, чтобы в случае удара кислота не вылилась на водителя. Есть требование по устранению перед гонкой стекол по всему периметру авто, также устраняются все панели внутри салона, чтобы в случае удара их части не прилетели в водителя».
В результате соблюдения всех этих жестких правил ни в мае, ни в сентябре ни одному участнику столичного дерби не пришлось обращаться к помощи медиков, дежуривших вместе с пожарными на площадке турнира. При этом организаторы не просто выдвигают требования к конструкции, но и консультируют участников при переоборудовании машин. А сами участники осеннего Derby кубок от S.O.V.A., по словам Эльвара Агаева, проявили настоящую сплоченность в ходе подготовки к битве на выживание.
«Меня самого поразило то, насколько сплоченно готовились к дерби его участники, хотя многие до этого соревнования незнакомы были друг с другом, — говорит он. — Простой пример: если у кого-то не было инструментов для подготовки авто, они назначали график подготовки, в ходе работы по которому люди обменивались всем необходимым. Думаю, эта солидарность является одним из самых важных достижений нашего турнира. Ну, а основная цель нашего мероприятия — популяризация автомотоспорта, продвижение его, привлечение к нашим соревнованиям участников из соседних стран и молодежи. Мы пытаемся формировать определенную культуру у каждого автомобилиста: мы считаем, что массовое участие в автомотогонках позволило бы снизить количество инцидентов на дорогах за счет выработки у водителей навыков экстремального вождения и за счет уважения к другим участникам дорожного движения, которое появляется в ходе таких соревнований», — заключает он.
Егор Васильев, корреспондент
24.09.2022, 13:02