В Казахстане вступил в силу дифференцированный тариф на дизель
Согласно приказу министра энергетики, дизель будет стоить 450 тенге за литр, цены на бензин не изменятся.
В июле 2022 года на расширенном заседании Правительства президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил разработать дифференцированные тарифы на дизельное топливо. По его словам, в соседних странах существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов.
Позже министр энергетики Болат Акчулаков заявил, что низкие цены на дизельное топливо на отечественном рынке привели к тому, что транзитный транспорт заправляется именно в Казахстане, что увеличивает среднемесячное потребление дизтоплива на 120 тысяч тонн. И чтобы не допустить дефицита, ведомство вводит дифференцированные тарифы для транзитного транспорта.
«У нас сегодня производство дизеля порядка 5 млн тонн в год. Потребляем мы значительно меньше, а в связи с тем, что такой переток несанкционированный идет, получается, как будто Казахстан потребляет 6 млн. То есть примерно миллион лишний. И, соответственно, это создает напряжение. Если нивелировать этот процесс, у нас вполне достаточно дизтоплива для своих нужд», — заявил Болат Акчулаков.
По данным пограничной службы, в Казахстан ежедневно заезжает 4,4 тысячи грузового транспорта, 70% из них — иностранные машины.
22 августа 2022 года вступил в силу приказ Министерства энергетики об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен. Теперь стоимость литра дизеля составит 450 тенге. При определенных условиях ценник на топливо будет 260 тенге за литр в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, 230 тенге за литр для остальных регионов:
- для легковых автомобилей — лимит 100 литров в сутки, необходимо предъявить казахстанское водительское удостоверение;
- для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов — лимит 300 литров в сутки, необходимо предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства.
Стоимость бензина осталась без изменений:
- АИ-80 — 89 тенге за литр;
- АИ-92 и АИ-93 — 182 тенге за литр, но в Костанайской и Северо-Казахстанской областях — 187 тенге за литр.
Редакция CARMA.KZ поговорила с председателем Ассоциации «Жанар-жагар май» по Южному Казахстану Кайыпбеком Камбаровым. По его словам, данный дифференцированный тариф на дизель — это прямое вмешательство в дела бизнеса. При этом дефицит формируется не на АЗС, а у оптовиков, которые реализуют топливо посредникам, вывозящим его из страны.
«То есть у нас есть на нефтебазах определенное количество топлива. Теоретически его хватило бы для внутреннего потребления. Но есть некоторые посредники, которые закупают топливо в больших объемах и выводят его на серый рынок. И поэтому заправочным станциям не хватает оставшихся объемов», — объяснил Кайыпбек Камбаров редакции CARMA.KZ.
Он добавил, что пока непонятно, как будет регулироваться процесс проверки документов у водителей. Эксперт считает, что если на АЗС возникает дефицит того или иного топлива, то бизнес сам должен решать эту проблему и регулировать закупки и реализацию.
Ербол Мухамбаев, корреспондент
22.08.2022, 13:51