АЗС Казахстана недовольны дифференцированными тарифами на дизель
В Ассоциации автозаправочных станций считают, что дефицит топлива формируется не на АЗС, а у оптовиков.
Министерство энергетики выступило с предложением внедрить дифференцированный тариф на дизельное топливо. Для иностранных граждан он будет стоить 450 тенге за литр.
В ведомстве заявляют, что граждане других стран пользуются низкими ценами на дизель в Казахстане и большими объемами закупают топливо на отечественных АЗС для последующего вывоза из страны.
По данным пограничной службы, в Казахстан ежедневно заезжает 4,4 тысячи грузового транспорта, 70% из них — иностранные машины. А по данным минэнерго, в Казахстане производится 5 млн тонн дизеля ежегодно, но потребление внутри страны гораздо меньше. Однако из-за перетока топлива в другие страны, отечественным АЗС нужно 6 млн тонн дизеля в год.
Согласно предлагаемым поправкам, для владельцев легковых автомобилей будет установлен лимит до 100 литров дизеля в сутки при предъявлении водительского удостоверения, а для грузовых — 300 литров в сутки при предъявлении водительского удостоверения и техпаспорта о регистрации машины на территории Казахстана. Во всех остальных случаях и при превышении лимита – дизель будет стоить 450 тенге за литр.
По мнению председателя Ассоциации «Жанар-жагар май» по Южному Казахстану Кайыпбека Камбарова, предлагаемая мера — это прямое вмешательство в дела бизнеса. При этом дефицит формируется не на АЗС, а у оптовиков, которые реализуют дизель посредникам, вывозящим топливо из страны.
«То есть у нас есть на нефтебазах определенное количество топлива. Теоретически его хватило бы для внутреннего потребления. Но есть некоторые посредники, которые закупают топливо в больших объемах и выводят его на серый рынок. И поэтому заправочным станциям не хватает оставшихся объемов», — объяснил Кайыпбек Камбаров редакции CARMA.KZ.
Он добавил, что пока непонятно, как будет регулироваться процесс проверки документов у водителей. Эксперт считает, что если на АЗС возникает дефицит того или иного топлива, то бизнес сам должен решать эту проблему и регулировать закупки и реализацию.
Кайыпбек Камбаров добавил, что Казахстану нужен четкий механизм поставок топлива до АЗС.
«Раньше были региональные операторы. Они работали с 2010 по 2016 годы. Они проверяли эти поставки. То есть у нас была информация, куда и сколько топлива везут. Мы брали потом номера телефонов АЗС и звонили туда, узнавали, пришло ли топливо до них. Работали с местными акиматами, с региональными палатами предпринимателей, рассказывали им случаи, когда топливо не доезжало до какой-то АЗС. Сейчас такого контроля за поставками нет», — заявил Кайыпбек Камбаров.
Напомним, что проблему дефицита топлива в Казахстане поднял президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства. По его словам, каждый год во время уборочной компании в стране не хватает дизеля.
Ербол Казистаев, корреспондент
09.08.2022, 09:02