Меню CARMA.KZ

Британский автопром может стать жертвой перехода на электрокары

Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электротяги требует инвестиций.

Британский автопром может стать жертвой перехода на электрокары / Фото: Bloomberg
Британский автопром может стать жертвой перехода на электрокары / Фото: Bloomberg

Британский автопром может стать жертвой перехода на электрокары, утверждает агентство Bloomberg.

Европа собирается окончательно отказаться от производства новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, при этом некоторые производители ― например, Volkswagen и Audi ― обещают ускорить этот переход и начать производить исключительно электрокары уже с 2033 года. Для того, чтобы сохранить европейскую нишу в своих продажах, британским производителям в срочном порядке необходимо диверсифицировать свое производство, но на этой нужны деньги, которых на острове сейчас нет, утверждает Bloomberg.

И вообще в британском автопроме назревает кризис: СМИ напоминает, что на этой неделе базирующийся в основном в Великобритании стартап по производству электрических фургонов Arrival объявил: его гендиректор и президент уходят в отставку. В отставку подал и гендиректор крупнейшего британского производителя автомобилей Jaguar Land Rover, чье видение будущего компании было противоположным продекларированному почти два года назад полному переходу на электричество. Наконец, главная надежда Британии в производстве электрокаров ― производитель аккумуляторов Britishvolt, изо всех сил пытается остаться на плаву.

Британский пессимизм выглядит особенно ярко на фоне усилий США, которые пытаются бросить вызов Китаю, доминирующему на рынке производства электромобилей. Власти Штатов стимулируют переход производителей автомобилей на альтернативное топливо, помогая им привлечь миллиарды долларов инвестиций, главы Германии и Франции стараются не отставать от заокеанских коллег: во-первых, у всех в головах сидит 2035-й год, когда новое авто с ДВС продать в Европе будет невозможно. И, во-вторых, в крупнейших автодержавах Старого Света опасаются исхода производителей в Штаты, из-за лучших созданных там для автопрома условий.

У британского же премьер-министра Риши Сунака гораздо меньше возможностей открыть бюджетный кошелек и поддерживать за счет налогоплательщиков то, что осталось от автомобильной производственной базы Великобритании. На прошлой неделе канцлер казначейства Джереми Хант обнародовал план повышения налогов и сокращения расходов бюджета на сумму 55 млрд фунтов стерлингов ($66,7 млрд), который эксперты называют «рецептом управляемого спада» экономики. В этом плане зафиксировано намерение властей Британии начать облагать электромобили дорожными налогами в ближайшие годы в противовес налоговым послаблениям, которые вводятся Китаем и пытающимися догнать и перегнать его Штатами.

При этом британский автопром толком еще не отошел от последствий Brexit ― референдум 2016 года, на котором островитяне решили отделиться от материкового Европейского Союза. И, разумеется, понесла существенный урон на зарубежных рынках сбыта, что сказалось и на ее объемах производства: за 12 месяцев, предшествовавших референдуму 2016 года, Великобритания произвела почти 1,7 млн. авто, а в прошлом году ее автокомпании произвели менее половины этого количества.

«Мы наблюдаем замедленную аварию британской автомобильной промышленности, — утверждает профессор экономики бизнеса Бирмингемского университета Дэвид Бейли. ― Раньше у Британии была промышленная стратегия, но теперь правительство, похоже, стоит в стороне», ― подчеркнул он.

Есть и еще одна проблема: производство авто под британскими брендами, выкупленных иностранными компаниями, может перестать быть источником доходов для обычных граждан Соединенного Королевства. В прошлом году японская Honda закрыла свой автомобильный завод в Суиндоне, оставив в Британии всего четыре массовых производителя: JLR, Nissan, BMW и Toyota. А в прошлом месяце немецкая BMW, владеющая правами на производство автомобилей марка Mini, заявила, что перенесет производство электрических хэтчбеков этой марки из Оксфорда в Китай. В результате Великобритания, которая в середине прошлого века была второй по объемам производства производственной автомобильной базой, уже скатилась на 18- место в мире. И может опуститься еще ниже, если единственным рынком сбыта для него будет только внутренний рынок.

Впрочем, есть и отдельные светлые пятна в этом пессимистичном прогнозе: так, компания Bentley, принадлежащая Volkswagen, уже вкладывает 2,5 млрд фунтов стерлингов на модернизацию своего завода в Крю и на электрификацию всего своего модельного ряда к концу десятилетия. А японский Nissan взял на себя обязательство производить электромобили на своем заводе в Сандерленде, создав при этом 1650 новых рабочих мест. Наконец, Stellantis инвестирует 100 миллионов фунтов стерлингов в переоснащение своего 60-летнего завода Vauxhall недалеко от Ливерпуля для производства электрических фургонов.

«Великобритания уже отстает от других регионов в переходе на электромобили и пытается их догнать, — отмечает Бейли. ― Если все производственные решения будут приняты в правильном направлении, производство может восстановиться. Но для этого потребуется гораздо более совместный подход к промышленной политике со стороны правительства», ― заключает он. 

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
05.12.2022, 08:00