МИИР предлагает определить единого закупщика битума
Это должно обеспечить спрос зимой и выровнять цены, а также не допустить дефицита в летний период.
В Казахстане планируют увеличить производство битума до 1,2 млн в год (на 247 тысяч больше чем по итогам 2021 года). Ожидается, что мощности завода Caspi Bitum вырастут до 500 тысяч тонн в год (+94 тысяч) за счет переработки каражанбасской нефти, а Qazaq Bitum — до 374 тысяч тонн в год (+200 тысяч) за счет импорта российского гудрона.
«Для это необходимы заявки от дорожно-строительных компаний, в том числе в зимне-весенний период, когда спрос на битум понижен», — заявил министр энергетики Болат Акчулаков на брифинге в СЦК.
В Министерстве энергетики уточнили, что увеличить производство битума до 1,2 млн тонн в год можно при 2 условиях — во-первых, раннего выделения финансирования строителям и скорейшей загрузки заводов, и во-вторых, при полной загрузке Qazaq Bitum заявками от дорожно-строительных компаний (сейчас завод работает на импортном сырье и недозагружен).
Ранее в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития заявили, что зимой и весной заявок на закупки битума практически нет, так как никаких дорожно-строительных работ не проводится. Однако летом трейдеры создают искусственный дефицит битума, чтобы повысить на него цены из-за большого спроса.
Таким образом, 1 тонна битума дорожает с 90 тысяч до 250 тысяч тенге. Теперь МИИР предлагает определить единого закупщика битума, чтобы обеспечить спрос зимой и загрузить заводы в этот период. Это должно выровнять цены и не допустить дефицита в будущем.
По данным Министерства энергетики, с января по август 2022 года в Казахстане произведено порядка 600 тысяч тонн битума, тогда как план на весь год составляет 726 тысяч тонн.
В ведомстве отметили, что завод Qazaq Bitum отстает от своего плана производства. Это объясняется дороговизной продукции этого предприятия из-за импортного сырья, используемого при производстве битума.
Сейчас цена на битум у Qazaq Bitum составляет 225 тысяч тенге за тонну (это с учетом закупок российского гудрона). Это сопоставимо с ценами в России (до 230 тысяч тенге за тонну без учета доставки) и Беларуси (до 200 тысяч тенге за тонну с учетом доставки).
«Учитывая, что Qazaq Bitum обеспечивает рабочие места и создает добавленную стоимость, считаем, что более целесообразно использовать производственные мощности Qazaq Bitum», — заявил Болат Акчулаков.
Министр напомнил, что ведомство уже договорилось с Россией об увеличении поставок гудрона с 280 до 430 тысяч тонн, за счет чего и планируется рост производства битума на заводе Qazaq Bitum.
Что касается Caspi Bitum, то в конце июля 2022 года в «КазМунайГаз» сообщали, что уже приступили к разработке проектно-сметной документации по увеличению мощностей актауского завода. Это позволит увеличить производство битума на предприятии до 750 тысяч тонн в год.
Недавно председатель правления АО НК «КазМунайГаз» (КМГ) Магзум Мирзагалиев провел выездное совещание в Атырау. В нем приняли участие представители Caspi Bitum, которые отметили, что у них есть возможность увеличить мощности завода в 1,5 раза. Их специалисты уже работают в этом направлении.
«Актауский завод Caspi Bitum обладает возможностью производства фасованного битума в биг-бегах, который может эксплуатироваться и храниться в любых климатических условиях и продолжительное время», — говорится в сообщении КМГ.
Напомним, что всего в Казахстане работают 4 завода дорожного битума — «Caspi Bitum», «ПНХЗ», «Qazaq Bitum», «Асфальтобетон-1». Их суммарная мощность не превышает 1 млн тонн в год. Этого почти достаточно, чтобы удовлетворить потребность отечественных строительных компаний. К примеру, для реализации автодорожных проектов, запланированных на весь 2022 год, необходимо 1,1 млн дорожного битума.
Ербол Казистаев, корреспондент
06.09.2022, 13:41