В России разработана правовая база для эксперимента с беспилотниками
Тестировать авто без водителей на дорогах общего пользования планируют в 41-м регионе Российской Федерации.
Министерство экономического развития РФ подготовило проект постановления, устанавливающего правовой режим для экспериментальной эксплуатации беспилотных автомобилей, сообщают «Известия».
Согласно документу, беспилотные автомобили будут разделены на две группы: с постоянным присутствием водителя-испытателя на водительском или переднем пассажирском месте и на находящиеся под удаленным контролем оператора. Отмечается, что беспилотники обоих типов в обязательном порядке должны быть оснащены автоматизированной системой управления, которая обеспечивает соблюдение правил дорожного движения и контролирует дорожную обстановку при помощи «средств технического зрения».
Автономные транспортные средства обоих типов должны быть оборудованы камерами, в постоянном режиме записывающими обстановку вокруг них, а те, в которых будет находиться водитель-испытатель, должны будут регистрировать также его действия внутри салона. При этом автомобиль первой группы должен оставаться в автоматизированном режиме до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им, авто второй группы должны предоставлять оператору возможность осуществлять дистанционный выбор маршрута, а также мест остановки.
В случае какого-либо сбоя в работе системы беспилотник должен оповестить водителя или оператора о неполадке и остановиться с соблюдением требований правил: при этом водитель-испытатель обязан незамедлительно принять управление авто, если автоматика сигнализировала о выходе за пределы территории штатной эксплуатации, сбое или для предотвращения аварийной ситуации. В испытатели будут набираться автомобилисты, имеющие стаж вождения не менее 3-х лет, причиной для отказа для кандидата может быть лишение водительского удостоверения в последние 3 года.
Что касается лиц, управляющих второй группой беспилотников дистанционно, то оператору, чтобы начать эксплуатацию полностью автономных авто, необходимо пройти два этапа подготовки: на первом из них он управляет машиной под надзором специалиста, который будет ехать рядом с пилотируемым им беспилотником. Затем оператор будет пилотировать беспилотник без пассажиров еще 100 часов — если оба этапа тестирования проходят без происшествий, то оператор получает возможность координировать работу сразу нескольких автономных автомобилей.
Есть требования и к внешнему оформлению беспилотников: помимо знака «Автономное вождение» (белый треугольник с буквой А), на правой стороне беспилотника должен быть указан номер телефона, по которому можно связаться с компанией, осуществляющей тестовую эксплуатацию машины, в случае дорожно-транспортного происшествия либо для остановки беспилотники сотрудником полиции за какое-либо нарушение правил. Документ также предполагает повышенную финансовую ответственность эксплуатантов беспилотников в случае ДТП.
«Субъект экспериментального правового режима обязан застраховать и поддерживать застрахованным в течение всего срока действия экспериментального правового режима риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства», — говорится в тексте постановления.
В случае совершения ДТП первой группы беспилотников к ответственности может быть привлечен находящийся в салоне водитель-испытатель в том случае, если он не предпринял необходимых мер для избежания аварийной ситуации. Если в аварию попало полностью беспилотное транспортное средство, то ответственность может понести оператор при условии, что он допустил ошибки: например, неверно изменил маршрут или применил режим экстренного торможения. Если в результате расследования будет установлено, что причина ДТП — некорректная работа программы, управляющей авто, то к ответственности могут быть привлечены как разработчик программного обеспечения, так и владелец транспортного средства.
Согласно документу, экспериментальный режим эксплуатации беспилотников в России предполагает перевозку грузов, пассажиров и багажа, в том числе — на возмездной основе. Этим он будет принципиально отличаться от запущенного автоконцерном General Motors в 2018 году проекта беспилотного такси в Сан-Франциско, где деньги за проезд в беспилотниках начали брать только с начала этого года. Однако к грузоперевозкам компания-эксплуатант вправе приступить только после двух месяцев тестирования автомобилей «порожняком», а к перевозке пассажиров компании допустят только через полгода тестовых поездок и лишь на автомобилях категории М1 (не более восьми мест).
При этом в министерстве экономического развития отмечают, что разработанная ими правовая основа для использования беспилотников должна быть еще изучена министерствами транспорта, промышленности и торговли, а также внутренних дел страны. После чего его предстоит согласовать с региональными властями и предпринимательским сообществом, тем не менее, в проекте постановления уже предусматривается возможность тестирования беспилотных транспортных средств в 41 регионе страны. В частности, эксперимент предполагается провести в Москве и в Санкт-Петербурге, в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Крым, Татарстан и Чувашия. Также автономные автомобили появятся на дорогах Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской и Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Конкретные дороги и зоны, где будет проходить такое тестирование, определит Министерство транспорта по согласованию с региональными властями, МВД и с Федеральной Службой Охраны. По сведениям «Известий», регионы готовы к тестированию автономных автомобилей, однако для определения конкретных участков трасс, где будут происходить эти тесты, ждут технических требований, которые предъявляются к таким дорогам.
Однако вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что для запуска эксперимента многим регионам придется сначала серьезно модернизировать дорожную инфраструктуру, поскольку беспилотный транспорт ориентируется на разметку, распознавая ее при помощи лидаров и камер, и они могут просто не «прочитать» полустертую разметку. Кроме того, запуск беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования даже в тестовом режиме потребует внесения изменений в ПДД и КоАП, убежден адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Егор Васильев, корреспондент
09.08.2022, 10:24