Меню CARMA.KZ

Фермерам Акмолинской области поставляли некачественный дизель

Вместо зимнего топлива им поставляли летнее.

Фермерам Акмолинской области поставляли некачественный дизель / pixabay.com
Фермерам Акмолинской области поставляли некачественный дизель / pixabay.com

Сельхозтоваропроизводители Акмолинской области рассказали о проблемах поставок дизельного топлива во время уборочных компаний. По словам главы ТОО «Вишневская нефтебаза» Владимира Бехтольда, компания вместо зимнего дизеля получала летний, который не пригоден к климатическим условиям северных регионов Казахстана.

Это приводило к тому, что при температуре, близкой к нулю градусов, топливо густело. При этом многие фермеры заранее оплачивают поставки топлива и поэтому несут большие финансовые потери из-за этого.  

Директор ТОО «Sana Petroleum» Кайрат Кульжабаев заявил, что в регионе существует системная проблема недогруза в поставках горюче-смазочных материалов с нефтебаз. То есть вагоны с ГСМ заправлены не полностью, а фермеры вынуждены платить за большие объемы.

«В августе нам дали 650 тонн, но по факту отгрузили 582. Нужно установить определенные нормы, а то на деле получается: отгрузили, ответственность скинули, счета предъявили, а мы оплатили полную стоимость. Многие работают в условиях низкой или даже отрицательной маржи. Мы получаем вагоны с ГСМ, не заправленные до 10% и выше от полагающегося объема, при установленной вагонной норме в объеме 65 тонн заливается 58-59 тонн», — сказал Кайрат Кульжабаев.

В НПП «Атамекен» отмечают, что на работу фермеров крайне негативно влияют длительные сроки поставок топлива в связи с задержкой подачи маневренных вагонов до 20 часов. Причем у поставщиков есть всего 48 часов на отгрузку топлива.

По данным Управления сельского хозяйства Акмолинской области, на осенне-полевые работы направлено 83 тысячи тонн топлива, сейчас проводится его отгрузка с нефтеперерабатывающих заводов (Павлодарский НХЗ (ПНХЗ) — 37тысяч тонн, Шымкентский НПЗ (ПКОП) — 46 тысяч тонн).

А отпускная цена НПЗ — 222 тысяч тенге за 1 тонну, конечная стоимость для сельхозтоваропроивзодителей — 218 тенге за 1 литр.

Напомним, что розничная цена на дизель несколько выше — в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте предельная стоимость литра топлива составляет 260 тенге, в остальных регионах — 230 тенге.

В июле 2022 года на расширенном заседании правительства президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поднял проблему дефицита дизеля во время уборочных работ. По его словам, в соседних странах существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов.

Позже Министерство энергетики выступило с предложением внедрить в Казахстане дифференцированный тариф на дизель. Для иностранцев топливо будет стоить 450 тенге за литр. Проект приказа находится на стадии обсуждения, ознакомиться с ним можно на портале «Открытые НПА».

Ербол Мухамбаев

Ербол Мухамбаев, корреспондент
09.08.2022, 13:08