Как изменились цены на автомобили с пробегом в Казахстане
Подержанные автомобили подорожали по всему миру.
«В первой половине 2022 года в Казахстане рост цен на подержанные автомобили несколько замедлился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основная причина заключается в запуске льготной программы автокредитования без первоначального взноса и под 4% годовых. После ее запуска интерес казахстанцев желающих получить недорого и доступно автомобиль переключился с вторичного на первичный рынок», — считает исполнительный директор Центра анализа и мониторинга авторынка Алмас Дюйсенбай.
При этом он отмечает, что цены на подержанные машины будут расти во второй половине 2022 года, из-за дефицита комплектующих. То есть доступных для покупки машин будет недостаточно, чтобы удовлетворить спрос казахстанцев.
«Многие производители пересматривают свою линейку производства по причине постпандемического кризиса, то есть нехватка комплектующих и составляющих автомобилей еще не закончилась. Соответственно, предложения на рынке новых автомобилей на прямую будут влиять на ценообразование на рынке поддержанных автомобилей», — объяснил Алмас Дюйсенбай в беседе с CARMA.KZ.
Такого же мнения придерживаются и в Aster Auto, компания является крупнейшим игроком на организованном рынке продажи подержанных автомобилей. Там отмечают, что весной 2022 года цены на подержанные автомобили резко выросли, что негативно сказалось на динамике продаж.
«Основная причина роста цен на автомобили с пробегом в Казахстане с конца 2021 года — это снижение объемов поставок новых автомобилей в связи с их дефицитом и резкого скачка стоимости полупроводников. В начале 2022 года, ввиду внутриполитической ситуации в Казахстане, на автомобильном рынке замечалось сохранение данной тенденции», — ответили в Aster.kz в ответ на запрос CARMA.KZ.
В компании прогнозируют дальнейший рост цен на автомобили из-за антироссийских санкций и последовавших сложностях доставки партий новых машин в Казахстан. Отечественный авторынок может столкнуться с дефицитом машин ряда иностранных брендов. Тогда автовладельцы начнут искать доступные предложения на вторичном рынке.
В Aster.kz добавили, что цены на подержанные автомобили в Казахстане будут расти до тех пор, пока иностранные бренды и их официальные дилеры не наладят логистику для поставки машин.
Что касается потребительских предпочтений, то сети по продаже автомобилей с пробегом Aster.kz и MyCar еще в начале июля отмечали, что казахстанцы предпочитают машины возрастом до 5 лет. Вместе с тем сохраняется запрос на автомобили «постарше», что связано с более конкурентной ценой, а также тем, что отдельные модели автомобили обрели культовый статус в последние годы».
По оценкам компаний, в ближайшем будущем значительная часть продаж машин с пробегом перейдет из формата «из рук в руки» в специализированные автосалоны. Количество покупателей, желающих приобрести подержанный автомобиль c прозрачной историей и в адекватном техническом состоянии, стабильно растет.
Подержанные автомобили дорожают по всему миру
Не только Казахстан столкнулся с проблемой роста цен на машины с пробегом. Это общемировой тренд. К примеру, в январе 2022 года средняя стоимость подержанных автомобилей в России составляла 640 тысяч рублей (около 4 млн тенге по курсу на февраль 2022 года). Это на 60% дороже нежели в начале 2021 года. В феврале 2022 года ценник вырос еще на 7%.
В Москве и Санкт-Петербурге цены растут не настолько стремительно, так как там больше выбора на вторичном рынке, пишет «Газета.ru».
В июне 2022 года в Японии цены на машины с пробегом были выше на 25% нежели год назад. Это самый большой рост стоимости за всю историю наблюдений, пишет японская газета Nikkei.
Примерно такая же картина наблюдается и в Европе. Рост цен на подержанные автомобили, начавшийся в 2021 году, продолжается и сегодня. Например, в Германии и Австрии наблюдается значительный рост стоимости подержанных автомобилей. Машины подорожали примерно на 30%.
Майкл Люнен, руководитель отдела продаж AutoScout24, говорит, что цены растут на фоне снижения предложений по всей Европе. Повышение спроса на подержанные автомобили связано с тем, что из-за нехватки полупроводников сократился выпуск новых транспортных средств. Кроме того, значительно выросла цена на металлолом.
В результате в Европе, по сравнению с предыдущим месяцем подержанные малолитражные автомобили подорожали на 3,9%
В частности, в Ирландии цены на подержанные автомобили в июне 2022 года были на 64% выше допандемийных показателей. При этом импорт подержанных автомобилей в Ирландию упал на 33% в течение первой половины года 2022 года.
По словам экономиста Done Deal Тома Гиллеспи, во II квартале 2022 года спрос на автомобили в Ирландии упал на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Свет в конце тоннеля
Несмотря на продолжающееся падение рынка, ряд иностранных автоконцернов констатировали улучшение ситуации с поставками микрочипов. Mercedes Benz AG, Daimler Truck Holding AG и BMW AG уже получают достаточное количество микрочипов для полномасштабной работы, но отмечают, что пока рано говорить о полном решении проблемы.
К примеру, руководитель отдела производства и управления цепочками поставок Mercedes Йорг Бурзер заявил, что проблемы с поставками высоких технологий периодически возникают на разных заводах компании, но «это ничто по сравнению с тем, что было в прошлом году».
Автоконцерны уже работают над выполнением заказов, сделанных ранее. Однако теперь у них возникают опасения из-за ускорения инфляции и возможного последующего роста цен на комплектующие. Это негативно скажется на конечной цене на продукцию, что снизит спрос на новые автомобили по всему миру.
Дефицит микрочипов стал одной из причин старения автопарка в США. Ограничение предложения новых машин привело и к сокращению объемов утилизации уже эксплуатируемых транспортных средств. В 2021 году объемы утилизации в США снизились на 27% по сравнению с 2021 годом.
Ербол Казистаев, корреспондент
31.07.2022, 17:21