Меню CARMA.KZ

В России предложили кратно увеличить штрафы за отсутствие страховки

Депутаты петербургского Заксобрания считают, что водителям выгоднее платить штраф, чем покупать полис.

В России предложили кратно увеличить штрафы за отсутствие страховки / Фото: ТАСС
В России предложили кратно увеличить штрафы за отсутствие страховки / Фото: ТАСС

Депутаты петербургского Законодательного собрания (аналог маслихата в Казахстане) предложили кратно увеличить в стране штрафы за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности автолюбителями, сообщает «Парламентская газета».

С соответствующей инициативой выступили депутаты Игорь Высоцкий и Анастасия Мельникова, которые предлагают изменить статью 12.37 КоАП. Они предлагают наказывать автомобилистов, у которого полис оформлен, но в момент остановки сотрудником ГИБДД не действует или его нет на руках, не на 500 рублей (3 тыс. 728 тенге по нынешнему курсу), как сейчас, а на 3 тыс. рублей (22 тыс. 373 тенге). Водителей же, которые вообще не оформлял обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), предлагается штрафовать не на 800 (6 тыс. 008 тенге), а на 5 тыс. рублей (37 тыс. 551 тенге).

Свое предложение депутаты аргументировали те, что соответствующие штрафы не увеличивали с 2013 года, в то время как базовая ставка ОСАГО для легковых машин в России за это время доросла до диапазона от 1 тыс. 646 до 7 тыс. 535 рублей (от 12 тыс. 362 тенге до 56,5 тыс. тенге). Из-за большой разницы в стоимости полиса и размера штрафов за его отсутствие в последние годы сложилась ситуация, когда недобросовестные автовладельцы предпочитают заплатить штраф, а полис не оформлять вовсе. В результате страдают добросовестные водители, утверждает Мельникова.

«Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия. Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки. Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто», — цитирует издание представительницу Заксобрания.

Инициаторы ужесточения штрафных санкций считают, что эта проблема со временем может стать массовой, поскольку в прошлом году число нарушителей, не оформивших полисы ОСАГО, увеличилось в 39 регионах России, лидерами по количеству таких нарушений стали Московская область, Краснодарский край и Москва. Однако в вышестоящих законодательных органах РФ инициативу питерских депутатов поддержали далеко не все: зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин заявил, что прежде чем увеличивать штрафы, следует привести тарифы страховщиков в соответствие с платежеспособностью водителей.

«Если бы парламентарии выступили с инициативой нормализовать тарифы ОСАГО, чтобы их динамика соответствовала уровню жизни водителей, и после этого они бы захотели усилить штрафы за отказ от ОСАГО, то это было бы понятно и логично», — пояснил свою добавил депутат.

А первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев напомнил, что в 2018 году в Госдуму (верхняя палата российского парламента) уже вносился зaконопроект с аналогичными предложениями по кратному увеличению штрафов, но его отклонили. К тому же, по его мнению, эффективность штрафов в нынешних их размерах можно увеличить, если более интенсивно отслеживать нарушителей.

«Я зa то, чтобы не увеличивaть штрaфы, a более скрупулезно относиться к тем, что уже есть: штрaф зa вождение без стрaховки можно выписывaть неогрaниченное количество рaз. Если этим, нaпример, зaймутся дорожные кaмеры, что нaм дaвно обещaют, эффект будет и без повышения рaзмерa штрaфa», — заметил Федяев.

В Казахстане проблемы разрыва между штрафом за отсутствие страхового полиса (10 МРП или 30 тыс. 630 тенге) и стоимостью страховки, в отличие от России, не существует: по данным СК Freedom Finance Insurance, в мае 2022 года средняя стоимость классического онлайн полиса ОГПО в Казахстане составляла 14,5 тыс. тенге, то есть средняя стоимость полиса в стране вдвое меньше штрафа. 

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
08.12.2022, 13:30