Меню CARMA.KZ

В Казахстане пересмотрят ставки утильсбора и первичной регистрации

Эти положения прописаны в проекте Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года.

В Казахстане пересмотрят ставки утильсбора и первичной регистрации / Фото: Kolesa.kz
В Казахстане пересмотрят ставки утильсбора и первичной регистрации / Фото: Kolesa.kz

Министерство индустрии и инфраструктурного развития предлагает пересмотреть ставки утилизационного сбора и первичной регистрации для грузовых автомобилей, а также разработать льготную госпрограмму лизинга для грузоперевозчиков под 1-2% годовых.

«Увеличение парка грузовых автотранспортных средств будет достигнуто посредством принятия программы финансирования приобретения грузового автомобильного транспорта для отечественных перевозчиков с предоставлением льготных условий, включая авто-лизинг под 1-2% годовых, ускоренное рассмотрение заявок на финансирование обновления парка, снижение требований к залогу и обеспечению. Одним из направлений поддержки станет пересмотр ставок утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию», — говорится в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года.

В настоящий момент в Казахстане ставки утилизационного сбора для грузовых автомобилей зависят от их веса:

  • до 2,5 тонн — 556 500 тенге;
  • от 2,5 до 3,5 тонн —1 192500 тенге;
  • от 3,5 до 5 тонн —1 192500 тенге;
  • от 5 до 8 тонн —1 272000 тенге;
  • от 8 до 12 тонн —1 510500 тенге;
  • от 12 до 20 тонн — 1 669500 тенге;
  • от 20 до 50 тонн (кроме седельных тягачей) — 3 259500 тенге;
  • седельные тягачи от 20 до 50 тонн — 1 749000 тенге.

Отметим, что, при наличии специального удостоверения допуска к международным автомобильным перевозкам, в отношении седельных тягачей до 1 января 2025 году утильсбор не предусмотрен.

В МИИР считают, что пересмотр ставок утильсбора и первичной регистрации позволит отечественным компаниям обновить и увеличить свой автопарк. Дело в том, что 2017 году износ автотранспортных средств, задействованных в международных перевозках грузов, составлял 22%, а в 2021 году этот показатель достиг 78%.

«За прошедшие пять лет устаревание эксплуатируемого парка грузовых автомобилей стало одним из основных факторов, повлиявших на снижение доли отечественных автоперевозчиков на рынке международных перевозок грузов с 52% до 31%, наряду с ужесточением экологических требований к грузовым транспортным средствам», — говорится в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года.

Кроме того, в качестве еще одной меры поддержки казахстанских автомобильных грузоперевозчиков, авторы Концепции, предлагают разработку программы «Свой груз — свое транспортное средство». Ее подробности пока неизвестны, однако в ведомстве уверяют, что эта программа «придаст импульс для активного вовлечения и продвижения отечественных услуг в торговых операциях».

В целом в диапазоне до 2030 года в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития прогнозируют рост экспортно-импортных и транзитных перевозок в Казахстане. Поэтому, как считают авторы Концепции, отечественным грузоперевозчикам нужно увеличивать свой автопарк. Уже сейчас, по их данным, потребность казахстанских компаний в седельных тягачах составляет не менее 700 единиц в год.

«Высокий уровень износа автотранспортных средств с возможным ухудшением ситуации приведут к росту затрат перевозчиков на ремонт и техническое обслуживание, что отразится на себе стоимости и качестве перевозочных услуг, а также экологии и безопасности дорожного движения. Сфера грузовых и пассажирских коммерческих перевозок нуждается в существенных инвестициях на обновление и пополнение парка автотранспортных средств. Реализация соответствующих мер государственной поддержки повысит участие отечественных перевозчиков на рынке международных автоперевозок», — говорится в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в 2021 году всеми видами транспорта в стране перевезено 3,7 млрд тонн грузов, где наибольший объем приходится на автомобильный транспорт (89%).

Регулирование международных автомобильных грузоперевозок осуществляется на основе 42 межправительственных соглашений. С казахстанской стороны перевозки выполняют порядка 2 тысяч автотранспортных предприятий с парком более 18,5 тысяч грузовых автомобилей, из которых только 7615 (41%) принадлежит 360 перевозчикам — членам Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) и соответствуют требованиям евростандартов.

По итогам 2021 года объем перевезенных автотранспортом грузов в международном сообщении составил 5,9 млн тонн, среди которых 47% экспортных и 53% импортных. Из этого объема только 1,8 млн тонн перевезено отечественными автоперевозчиками, то есть наблюдается существенное снижение доли участия казахстанских операторов на рынке международных грузовых перевозок с 52% до 31% за последние 5 лет.

Автотранспортом импортировано в Казахстан 10,1 млн тонн грузов, большая часть которых приходится на Россию (6,9 млн тонн, 67,8%) и Узбекистан (949,2 тысяч тонн, 9,4%),Китай (297,5 тысяч тонн, 2,9%), Германия (220,6 тысяч тонн, 2,2%), Турция (229,8 тысяч тонн, 2,3%), Литва (194 тысячи тонн, 1,9%), Польша (187,8 тысяч тонн, 1,9%), Беларусь (154,8 тысяч тонн, 1,5%).

В 2021 году объем казахстанского экспорта автомобильным транспортом составил 4,6 млн тонн грузов: в Россию 1,7 млн тонн (37,6%), Узбекистан — 550,9 тысяч тонн (12%), Турцию — 334,4 тысяч тонн (7,3%), Польшу — 227,7 тысяч тонн (5%), Германию — 123,5 тысяч тонн (2,7%), Таджикистан — 90 тысяч тонн (2%).

Большая часть экспортно-импортных перевозок осуществляется перевозчиками страны формирования либо назначения груза и только треть приходится на долю отечественных перевозчиков. Транзитные автоперевозки через Казахстан также в большинстве случаев выполняются иностранными перевозчиками, добавили в МИИР.

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
02.12.2022, 15:00