Меню CARMA.KZ

Почему аренда электросамокатов так интересна казахстанцам

Эксклюзивное интервью CARMA.KZ с руководителем по международным коммуникациям Whoosh Даниилом Капцаном о кикшеринге в Казахстане, ПДД и культуре самокатчиков.

Почему аренда электросамокатов так интересна казахстанцам / Фото: Whoosh
Почему аренда электросамокатов так интересна казахстанцам / Фото: Whoosh

Аренда самокатов практически сразу стала популярной среди жителей Астаны и Алматы. Однако, помимо удобства сервиса для самих пользователей, выявилась и обратная сторона медали — жалобы пешеходов на брошенные самокаты и неопределенность правил движения самокатов по улицам города.

Редакция автомобильного портала CARMA.KZ поговорила с руководителем по международным коммуникациям компании Whoosh Даниилом Капцаном о работе сервиса в Казахстане и его планах. Сервис вышел на казахстанский рынок летом 2022 года, и собеседник редакции рассказал о первых итогах работы.

— Даниил, Сервис Whoosh появился в Казахстане летом этого года. Расскажите пожалуйста о первых итогах работы.

— Сервис Whoosh представлен в двух городах Казахстана: в Алматы самокаты работают с июня 2022 года, в Астане — августа. За неполный сезон 2022 года пользователи Казахстана совершили более 1 млн поездок, примерно половина из которых пришлась на Астану. Мы ожидаем, что в следующем году поездок будет гораздо больше.

Сейчас наш парк в столице насчитывает 2 тысячи самокатов, в Алматы — 3 тысячи.

— Готова ли была инфраструктура Астаны и Алматы к кикшеринговому сервису?

— В двух крупнейших городах страны велоинфраструктура активно развивается, горожане привыкли решать свои транспортные задачи при помощи электросамокатов, которые разгружают общественный транспорт и снижают нагрузку на окружающую среду.

— Какие тарифы у Whoosh?

— У нас базовый тариф 120 тенге за старт и 40 тенге за минуту. Тариф динамический, то есть зависит от спроса.

— В Астане и Алматы тарифы отличаются?

— Нет, в обоих городах тарифы одинаковые.

— Какое в Казахстане среднее время поездки? Зачем жители Астаны и Алматы пользуются самокатами — чтобы добраться до работы и учебы или же в качестве отдыха?

— В среднем время поездки составило 15 минут, это достаточно непродолжительная поездка. Горожане используют электросамокаты по транспортному, а не развлекательному сценарию, то есть выбирают его для частых, но коротких поездок, чтобы решить свои транспортные задачи, например, добраться от дома до транспортного узла, фитнес-центра или места работы. Доля пользователей, передвигающихся по транспортному сценарию, составила 78%. Примерно две трети клиентов пользовались подпиской Whoosh, которая позволяет экономить при регулярных поездках.

Мы связываем эту тенденцию с развитием кикшеринга и транспортной модели использования электросамокатов. Все большее число жителей города воспринимает шеринговые самокаты как транспорт последней мили, пересаживаясь на них с личных автомобилей и каршеринга, а также отказываясь от личных средств индивидуальной мобильности в пользу шеринга.

— А как вы различаете транспортный сценарий поездки от развлекательного?

— Транспортной поездка называется тогда, когда она совершена по кратчайшему пути из точки «А» в точку «Б» и ее длина не превышает 3-5 километров. Этот способ передвижения говорит о том, что пользователь взял в аренду электросамокат, чтобы добраться до пункта назначения – по делам, на работу или учебу, а не с прогулочной или развлекательной целью.

— Вы говорили, что за сезон 2022 года казахстанцы совершили более 1 млн поездок. Сколько длится сезон? И от чего это зависит?

— Зависит прежде всего от погоды. Если дороги покрыты льдом или снегом, езда на самокатах может быть небезопасна. Алматы и Астана лежат в разных климатических зонах: в Алматы на самокате можно комфортно ездить даже в декабре, как это было в прошлом году, а в Астане сезон самокатов завершился уже в начале ноября. Старт нового сезона в Астане зависит от наступления весны. Мы думаем, что уже во второй половине марта жители столицы смогут вновь встать на самокаты Whoosh.

— А что делают с самокатами зимой?

— Зимнюю паузу мы используем для обслуживания самокатов. Их доставят в сервисный центр, где проведут углубленное техническое обслуживание. Самокаты переберут, проверят каждую деталь, при необходимости заменят на новую, обновят защитно-красочное покрытие. После этого самокаты переместят на склад, в котором поддерживается температура и влажность на необходимом уровне. Там они пробудут до весны и с приходом тепла вновь вернутся на улицы города.

— Мы плавно перешли к технической составляющей. Скажите, какие требования к самокатам у компании Whoosh?

— Они очень высокие. По заказу Whoosh завод-производитель изготавливает специальную усовершенствованную модель самокатов, которой не найти в свободной продаже. Данная модель, совместно разработанная шеринговым сервисом и производителем, отличается повышенной прочностью, высокой управляемостью и износостойкостью — именно она и составляет основную часть парка Whoosh.

Каждый самокат Whoosh оборудован собственным IoT-модулем Whoosh (Internet of things), который позволяет полностью контролировать состояние самоката. К примеру, можно следить за местонахождением, уровнем заряда, поездкой в режиме реального времени, получать информацию о качестве дорожного покрытия, блокировать в случае угона или вывести из аренды в случае неисправности или резкого ухудшения погодных условий. Данные, полученные от устройств, позволяют составлять аналитические отчеты о микромобильности, которые могут учитываться администрацией города при планировании и развитии городской среды.

— Давайте поговорим о государственном регулировании. Скажите, насколько законодательно Казахстан готов к самокатчикам? Что уже сделано и что предстоит?

— Летом вступил в силу госстандарт, определяющий понятие «электросамокат». Согласно нему, это электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие 2 или 3 колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя, не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час.

Следующей большой вехой будет адаптация ПДД с учетом электросамокатов, чтобы передвижение на самокате было регламентировано в правовом поле. Это позволит определить ответственность участников движения в спорных случаях с участием самокатчиков.

К тому же, по инициативе акимата Алматы, кикшеринговые компании, в том числе и Whoosh, начали наносить специальную разметку, обозначающую парковочные зоны для средств индивидуальной мобильности. Парковочные зоны обозначаются белой краской, чтобы были заметны в разное время дня и при разных погодных условиях. Площадь парковки, обозначаемого разметкой, в среднем составляет 4 квадратных метра и вмещает до 10 шеринговых самокатов.

Нанесение разметки помогает горожанам легко определить место, где можно оставить электросамокат, не создавая помех для пешеходов и транспорта. Нанесение разметки освобождает от необходимости возводить дополнительные стационарные конструкции на улицах. Надеемся, что в новом сезоне разметка появится и на улицах Астаны.

Почему аренда электросамокатов так интересна казахстанцам / Фото: Whoosh
Почему аренда электросамокатов так интересна казахстанцам / Фото: Whoosh

— А сколько виртуальных насчитывается в Астане и Алматы?

— Количество виртуальных парковок в приложении мы не раскрываем. Также мы не раскрываем методологию, она касается коммерческой тайны. Однако отмечу, что сервис управляет парковками так, чтобы самокат был всегда под рукой пользователя, и чтобы его можно было легко найти и добраться до него пешком.

— Казахстанцы жалуются в социальных сетях на низкую культуру вождения самокатчиков. Есть ли у вас статистика происшествий с участием клиентов сервиса Whoosh?

— По внутренней статистике компании, которая регистрирует все инциденты, произошедшие с участием самокатов сервиса, доля аварийных поездок и поездок, закончившихся инцидентом, составляет всего 0,011% от общего числа поездок. Большая часть инцидентов — это незначительные столкновения и происшествия без серьезных повреждений и пострадавших.

— Но все же жалобы от пешеходов есть.

— Безусловно, проблема адаптации электросамокатов в городской среде есть: горожане, сами самокатчики и другие участники движения пока еще только привыкают сосуществовать и не мешать друг другу. Однако мы заметили положительную тенденцию: это касается и адаптации ПДД, и просветительской деятельности, которую ведут акиматы совместно с полицией. Также улучшения связаны с развитием дорожной инфраструктуры, появлением огороженных выделенных велодорожек, специальных светофоров. Мы как сервис можем влиять на наших пользователей, проводить с ними просветительскую работу, ограничивать скорость, предупреждать тех, кто небезопасно водит. А вот на владельцев частных средств индивидуальной мобильности повлиять очень сложно, хотя мы и тут стараемся жителям помочь: этим летом, например, мы проводили социальную кампанию на улицах Алматы, призывая к правилам этичного вождения самоката в городской среде.

— А помимо социальной компании, какую еще работу проводит сервис для повышения культуры вождения самокатчиков?

— Сервис Whoosh уделяет большое внимание обучению пользователей правилам и культуре вождения электросамокатов. В приложении сервиса есть раздел «Школа вождения», где каждый желающий еще до поездки может узнать основные правила управления самокатом и этические нормы при поездках по городу.

К тому же в августе в Алматы, а в сентябре в Астане мы организовали трехдневные очные школы вождения. В ходе обучения каждый желающий смог узнать основные правила передвижения на электросамокатах по городу и получить практические навыки поездки под руководством инструкторов сервиса.

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
19.11.2022, 10:13