Renault займется переработкой старых автомобилей
В структуре французского автопроизводителя появится отдельная компания для обеспечения замкнутого цикла.
Французский автопроизводитель Renault займется переработкой старых автомобилей, сообщает ресурс Motor.ru.
Французский автопроизводитель создал отдельную компанию, которая будет представлять собой производство замкнутого цикла. Новая фирма получила название The Future is NEUTRAL, она будет перерабатывать старые автомобили и повторно использовать полученных из них элементы. По предварительным подсчетам, компания сможет зарабатывать около $2,2 млрд ежегодно.
Главная цель нововведения, впрочем, отнюдь не коммерческая — Renault хочет сделать свой бизнес экологически нейтральным. По подсчетам экспертов французской марки, современные автомобили на 85% состоят из деталей, которые подходят для вторичной переработки, при этом каждый год только на территории Евросоюза из эксплуатации выводят около 11 млн автомобилей.
При этом французская компания собирается перерабатывать и главный источник загрязнения — автомобильные аккумуляторы, причем речь идет как о корректной утилизации, так и о выпуске новых деталей. Издание отмечает, что проект Renault является действительно уникальным: в настоящий момент ни один автопроизводитель в мире не занимается вторичной переработкой старых автомобилей.
В лучшем случае старые авто сейчас разбирают, извлекая из них действующие комплектующие, а остатки складируют на свалках. Либо продают автохлам в другие страны, как это делают Соединенные Штаты: в сентябре этого года издание Jalopnik совместно с проектом Planet Money отследили кроссовера Lexus RX 350, который в августе 2021 года пострадал от урагана Ида в Луизиане, а потом «всплыл» в Туркменистане. Журналисты утверждают, что это не единичный случай продажи американских «списанных» авто в другие страны.
Проблемой переработки старых авто озаботились не только в Европе: в начале февраля этого года в ходе онлайн-встречи президента России Владимира Путина с членами «Деловой России» глава РФ дал указание проработать план по возобновлению программы утилизации старых автомобилей. Аналогичная федеральная программа работала в 2014-2015 годах: она давала автовладельцам возможность сдать старую машину в утилизацию в обмен на скидку при покупке нового автомобиля, однако с началом событий в Украине тема программы утилизации сошла на нет.
В Казахстане пилотная программа по утилизации автомобилей стартовала в ноябре 2016 года: тогда за сданный автохлам обещали платить от 48 тыс. до 150 тыс. тенге. В 2017 году для казахстанцев ввели возможность сдавать авто не только за наличные, но и за скидку на приобретение нового автомобиля, произведенного в стране, однако через несколько месяцев после старта программы появилась проблема с переработкой собранного утиля. В июле 2017-го в Караганде появился Recycling Company — первый в Казахстане завод по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Согласно изменениям 2017 года, за легковое авто можно получить скидочный сертификат на сумму в 315 тыс. тенге, за микроавтобус и грузовичок — 450 тыс. а за грузовик или пассажирский автобус дадут сертификат сразу на 650 тыс. тенге. При этом механизм скидки гибкий: во время покупки можно суммировать номиналы двух сертификатов и дважды переписывать имя их владельца. Таким образом, максимально возможная скидка при покупке нового авто составляет 1 млн 300 тыс. тенге.
В 2021 году по данной программе казахстанцы сдали 50 тыс. 005 вышедших из эксплуатации транспортных средств. — 37 тыс. 495 легковых автомобилей, 4 тыс. 040 пассажирского и 8 тыс. 470 единиц грузового транспорта. За пять лет (с 2016-го по 2021-й) приемными пунктами принято у казахстанцев 213 тыс. 983 старых авто, из них 193 тыс. 298 легковых автомобилей, 8 тыс. 027 автобусов и 12 тыс. 658 грузовых авто. Общий размер выплат составил свыше 31,9 млрд тенге, в обмен на старые авто выдан 54 тыс. 831 скидочный сертификат.
По программе казахстанцы приобрели за это время 29 тыс. 759 новых автомобилей отечественного производства. С 5 января 2022 года в Казахстане возобновлен прием на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств. Согласно программе, за отданный на утилизацию автомобиль сейчас предусматривается денежная компенсация владельцу в том же размере от 48 до 150 тыс. тенге, что и пять лет назад, либо скидки на приобретение нового казахского авто. Сумма скидок осталась прежней (315 тыс. тенге) за легковушки, по микроавтобусам увеличилась до 550 тыс. тенге, а по грузовикам и автобусам увеличилась до 750 тыс. тенге.
Кроме того, в 2016 году в Казахстане введен утильсбор на авто (в 2022 году для легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания он составляет от 500 тыс. до 3,5 млн тенге), в 2019-2020 годах введен утильсбор на сельхозтехнику (600 тыс. — 13,7 млн тенге). Утильсбор, помимо прочего, вводился для поддержки отечественных производителей — за пять лет ТОО «Оператор РОП» вернуло казахстанским автопроизводителям утильсбор в размере 338,9 млрд тенге, за весь период своей деятельности эта структура собрала утильплатежи в размере 691,8 млрд тенге.
В январе текущего года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил прекратить функции «Оператора РОП» по взиманию утильсбора на автомобили и пересмотреть ставки этого платежа. Взиманием которого, по его словам, должна заниматься государственная организация, по аналогии с другими странами. В итоге в феврале казахстанских автопроизводителей просто освободили от выплаты утильсбора, на все виды ввозимого автотранспорта и сельхозтехники его ставку снизили на 50%. Оператором расширенных обязательств производителей (импортеров), в том числе по сбору с них утильсбора определена государственная организация в лице АО «Жасыл даму».
Егор Васильев, корреспондент
15.10.2022, 13:32