Какие мировые автобренды могут релоцироваться в Казахстан
Алихан Смаилов подтвердил факт ведения переговоров казахстанского правительства и Toyota.
Правительство ведет переговоры с японским автоконцерном Toyota по релокации его предприятия из России в Казахстан, об этом сообщил премьер-министр Алихан Смаилов в кулуарах Мажилиса.
Журналисты поинтересовались у главы Правительства, действительно ли Toyota рассматривает возможность размещения своего производства в Казахстане.
«Эта работа еще проводится», — ответил Алихан Смаилов.
По его словам, уже 56 компаний изъявили желание работать и релоцировать свои офисы в Казахстан. Сейчас Правительство обсуждает с ними условия, время и места для размещения офисов и предприятий. Ряд компаний уже релоцировались в Казахстан — Honeywell (электронное оборудование и автоматизация), inDriver (перевозки), Fortescue (добыча железной руды) и Marubeni (торговля).
«Наша задача — максимально привлечь их производственные мощности на территорию Казахстана. И для этого у нас есть все инструменты и для отечественных, и для иностранных инвесторов, в рамках нашего инвестиционного законодательства — это инвестсоглашение, это определенные налоговые преференции, регуляторные преференции и плюс поддержка со стороны МИО в части инфраструктуры», — добавил премьер-министр.
Ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев допустил возможность размещения в Казахстане производственных мощностей Toyota. Тогда он отметил, что такие переговоры ведутся между японскими и местными бизнесменами.
Разговоры о релокации производства из России начались после того, как в начале марта 2022 года Toyota приостановила производство автомобилей на своем предприятии в Санкт-Петербурге. В самой компании заявили, что причиной стали перебои с поставками комплектующих из-за нарушения логистических цепочек.
Тогда представители Toyota в России сообщили, что приостановка носит временный характер и об уходе с местного рынка речи не идет. На заводе в Санкт-Петербурге Toyota выпускала автомобили RAV4 и Camry.
Руководитель Центра анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА) Артур Мискарян объяснил редакции CARMA.KZ, что вопрос релокации крупных предприятий в Казахстан достаточной сложный вопрос. Дело в том, что этот процесс может затянуться на 2-3 года, а за это время ситуация в регионе еще изменится несколько раз.
«Строительство помещений и инженерной инфраструктуры потребует 2-3 года при самом успешном сценарии. Понятно, что при таких сроках, ситуация, при которой бизнес ищет возможности для релокации из России в Казахстан, может существенно изменится. Именно поэтому производственные предприятия в России либо приостанавливают деятельность, либо передают активы в местное управление с заключением опциона», — говорит Артур Мискарян.
Он добавил, что сейчас казахстанский рынок становится все более привлекательным как в плане сбыта на местном уровне, так и в плане транзитных возможностей. Поэтому ряд иностранных брендов проводят активную работу по углублению локализации и наладке производства отдельных компонентов.
Ербол Мухамбаев, корреспондент
20.10.2022, 11:30