Какие китайские автомобили представлены на рынке Казахстана
По состоянию на сентябрь этого года средняя минимальная стоимость китайских авто в Казахстане составляет 14,6 млн тенге. Основные предложения сконцентрированы в сегменте кроссоверов и внедорожников.
«Количество китайских автомобильных брендов, официально представленных на казахстанском рынке, увеличилось с двух в 2019 году до шести по состоянию на август 2022 года. Доля китайских брендов в продажах новых автомобилей увеличилась с 1,96% в 2019 году до 6,55% в августе 2022 года», — констатирует Центр анализа и мониторинга авторынка в своем обзоре «Предложения китайских автомобильных брендов на рынке Казахстана. Сентябрь 2022», имеющимся в распоряжении редакции CARMA.KZ.
Как следует из обзора ЦАМА, с 2017 года совокупная доля импортируемых брендов на рынке новых автомобилей в Казахстане составляет 30-35% от общего объема реализованной техники.
«Основная часть этого объема обеспечивалась поставками автомобилей Toyota, VW, Nissan, Renault, произведенных в России. Весной 2022 года часть казахстанских дилеров столкнулась с необходимостью смены профиля в сторону предложений от китайских автопроизводителей», — констатируют эксперты Центра.
В исследования отмечается, что «в разные годы на казахстанском рынке предпринимались попытки закрепления со стороны китайских брендов: автомобили поставлялись как напрямую из Китая, так и с заводов в России и Белоруссии. Однако в скором времени продажи были свернуты, как в случае с брендами Lifan, Geely и Chery».
Тем не менее, по мнению экспертов ЦАМА, казахстанский рынок сохранил привлекательность для китайских автопроизводителей, подтверждением этому стало то, что производство автомобилей JAC в 2015 году было локализовано в Казахстане.
«В 2022 году наблюдается расширение присутствия китайских брендов. Некоторые из них — возвращаются, но с другим дистрибьютором в Казахстане (как например Chery, известно о подобных планах Geely), а другие (Exeed и легковые FAW) — осуществляют официальный вход на рынок впервые», — говорится в обзоре.
В тоже время, по данным ЦАМА, на казахстанском автомобильном рынке в текущем году многие игроки проводят реструктуризацию портфеля брендов, на фоне снижения поставок автомобилей российских, европейских и японских марок с автозаводов, расположенных на территории Российской Федерации.
«С января по июль поставки автомобилей из России в Казахстан упали более чем на треть по сравнению с уровнем прошлого года. Как правило, в портфелях крупных игроков доля европейских и японских марок замещается автомобилями, локализованными в Казахстане, а также моделями, которые поставляются напрямую из Китая», — фиксируют эксперты ЦАМА.
По состоянию на август 2022 года на казахстанском рынке легковых автомобилей официально представлены 24 модели 6 китайских брендов: Chery, JAC, Exeed, Haval, Bestune и Changan.
«С учетом отсутствия прогнозов среди игроков относительно восполнения модельного ряда автомобилей европейских и японских марок, представленных в Казахстане, совокупная рыночная доля китайских брендов продолжит рост», — отмечается в отчете ЦАМА.
По мнению экспертов, «в перспективе, увеличение производственной мощности на действующих площадках, а также строительство и запуск дополнительных мощностей, специализирующихся на выпуске легковых автомобилей и коммерческой техники китайских марок в Казахстане, станут основанием для увеличения рыночной доли локализованных автомобилей в совокупных продажах».
По состоянию на сентябрь нынешнего года, по доступным предложениям автомобилей китайских брендов на казахстанском рынке средняя минимальная стоимость составляет 14,6 млн тенге. При этом основные предложения сконцентрированы в сегменте кроссоверов и внедорожников стоимостью от 10 до 20 млн тенге. Именно на эту ценовую категорию приходится наибольшая доля продаж (около 47% от общего объема продаж) новых автомобилей в Казахстане. В данной категории китайские автомобили замещают такие модели, как VW Tiguan, VW Taos, Nissan Qashqai и X-Trail, Toyota RAV4 и подобные, поставки которых либо приостановлены, либо осуществляются в незначительных объемах.
Вадим Григорьев, журналист
17.10.2022, 11:27