Меню CARMA.KZ

Токаев поручил правительству устранить дефицит битума в Казахстане

Дефицит дорожного битума в нефтедобывающей стране в объеме около 200 тыс. тонн президент назвал «позором».

Токаев поручил правительству устранить дефицит битума в Казахстане / Фото: uralskweek.kz
Токаев поручил правительству устранить дефицит битума в Казахстане / Фото: uralskweek.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству страны кардинально решить вопрос с дефицитом битума для автодорожной отрасли.

«У нас до сих пор не хватает битума — это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах. Правительство должно решить этот вопрос кардинально», — сказал Токаев, выступая с посланием народу Казахстана в парламенте 1 сентября.

В мае текущего года глава министерства индустрии и инфраструктурного развития республики Каирбек Ускенбаев заявил, что в стране в текущем году наблюдается дефицит дорожного битума в объеме около 200 тыс. тонн.

Для покрытия этого дефицита глава МИИР предложил снять ограничения на ввоз битума российского производства. Между тем, летом текущего года президент страны на расширенном заседании правительства предложил решить эту проблему самим, назвав дефицит битума «искусственным» и обратив внимание кабмина на то, что потенциал внутреннего производства этого материала не задействован полностью. 

Также глава государства тогда обратил внимание на то, что в разгар сезона строительных работ стоимость казахстанского битума вырастает почти в три раза — одна тонна дорожает с 90 тыс. до 250 тыс. тенге, и предложил исполнительным властям страны решить проблему этой диспропорции. По данным МИИР, сейчас в Казахстане работают 4 завода дорожного битума — «Caspi Bitum», «ПНХЗ», «Qazaq Bitum» и «Асфальтобетон-1», общая мощность которых — 1 млн тонн битума в год.

Это почти полностью покрывает внутренние потребности Казахстана, которые, по данным МИИР, в 2022 году составляют 1,1 млн тонн. Чтобы закрыть текущий дефицит, министерство энергетики страны согласилось с предложением Ускенбаева — и увеличило квоту на импорт гудрона (основной составляющей битума) из России с 280 до 430 тыс. тонн в текущем году. Также предложено создать единого закупщика дорожного битума в зимне-весенний период, чтобы загрузить заводы зимой.

Помимо этого, в минэнерго предполагают увеличить мощности «Caspi Bitum» в Актау, что позволит довести суммарную мощность 4 заводов до 1,2 — 1,3 млн тонн дорожного битума в год — и полностью перекрыть внутренние потребности страны. При этом состояние автодорог не в первый раз становится объектом критики главы государства, о чем он отдельно напомнил, озвучивая послание 1 сентября этого года в парламенте страны.

«Я дал поручение до 2025 года улучшить не менее 95% местных дорог. Пусть правительство возьмет этот вопрос на прямой контроль. Необходимо выявить нарушения в дорожном строительстве. В этой работе надо достичь реального результата. Надо сказать откровенно, в работе правительства снова и снова происходят пробелы: на рынке не хватает горюче-смазочных материалов. Все это происходит из-за неспособности действовать решительно, когда дело доходит до принятия конкретных решений. Если так будет продолжаться, то придется снова принимать конкретные кадровые решения», —  заявил президент.

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
01.09.2022, 12:17