Меню CARMA.KZ

Премьер-министру напомнили о качестве дорог

Сенатор Серик Шайдаров считает, что для сбалансированного развития и содержания местных дорог, необходимо создание единого администратора по управлению всеми дорогами общего пользования и добавить полномочий РГП «Центр качества и дорожных активов».

Премьер-министру напомнили о качестве дорог / Фото из открытых источников
Премьер-министру напомнили о качестве дорог / Фото из открытых источников

«Глава государства не раз отмечал низкий уровень качества автомобильных дорог в стране и еще в апреле 2021 года поручил принять комплекс мер по усилению контроля за неукоснительным соблюдением стандартов в сфере строительства дорог», — заявил, обращаясь с депутатским запросом в адрес премьер-министра страны Алихана Смаилова депутат сената Серик Шайдаров.

По его мнению, в силу того, что дороги местного значения и улицы населенных пунктов находятся в сфере ответственности местных исполнительных органов, испытывающих постоянную нехватку финансирования для их развития и содержания. На местном уровне слабо организован контроль качества дорожных работ.

«Планирование ремонтов производится без надлежащего анализа и финансируется по «остаточному принципу»», — сообщил сенатор.

Кроме того, по его словам, из-за резкого скачка цен на основные дорожно-строительные и горюче-смазочные материалы работы на многих объектах в данное время приостановлены в ожидании корректировки цен, предусмотренной условиями заключенных договоров. «Процедура корректировки занимает от нескольких месяцев до года, что приводит к срыву запланированных сроков завершения работ», — подчеркнул Серик Шайдаров.

Еще одна проблема — в последние годы на ремонт улиц населенных пунктов в рамках программы «Ауыл — Ел бесігі» выделяются значительные финансовые средства, которые в основном направляются на финансирование работ по среднему ремонту, «качество которого оставляет желать лучшего».

«Причина в том, что сметная документация не проходит ни государственную вневедомственную экспертизу, ни ведомственную экспертизу. Конкурсы выигрывают компании со скидкой до 40%, что отражается на качестве», — констатирует депутат.

По его мнению, решить эти проблемы можно следующим образом. Во-первых, для обеспечения сбалансированного развития и содержания местных дорог создать «единого администратора по управлению всеми дорогами общего пользования».

«Улицы населенных пунктов необходимо оставить за местными исполнительными органами», — полагает Серик Шайдаров.

Во-вторых, срочно внедрить во все дорожные проекты, в том числе, финансируемые из средств республиканского и местных бюджетов, стандартные условия международного контракта FIDIC, которые используются в более, чем 120 странах мира.

Для этого, по мнению сенатора, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, Закон «О государственных закупках», Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», в части включения норм удорожания стоимости без проведения корректировки ПСД и ТЭО с ежегодным рассмотрением на РБК.

«Предлагаемые меры повысят привлекательность казахстанских автодорожных проектов для крупных «международных игроков», что, безусловно, будет способствовать сокращению сроков и повышению качества работ», — считает Серик Шайдаров.

И, в-третьих, необходимо подзаконными актами внести обязательную ведомственную экспертизу ремонта улиц населенных пунктов. А так как контроль качества со стороны РГП «Центр качества и дорожных активов» на местные дороги не распространяется, то он считает, что необходимо «расширение сферы ответственности данного предприятия с заключением единого договора на контроль качества всех дорожно-ремонтных работ, включая улицы городов и сел».

Вадим Григорьев

Вадим Григорьев, журналист
30.09.2022, 09:58