Меню CARMA.KZ

Объем господдержки автопрома в России в 2023 году сократится на треть

Это связано со снижением объемов утильсбора из-за приостановки производства в стране иностранными игроками.

Объем господдержки автопрома в России в 2023 году сократится на треть / Фото: depositphotos.com
Объем господдержки автопрома в России в 2023 году сократится на треть / Фото: depositphotos.com

Объем государственной поддержки автопромышленной отрасли в России в следующем году сократится на треть, утверждает издание «КоммерсантЪ».

Как утверждает российское издание, на такие меры господдержки, как льготные автокредитование и лизинг в бюджете сейчас заложено менее 10 млрд рублей (почти 79 млрд тенге) против традиционных в последние годы 15 млрд рублей (118,4 млрд тенге по нынешнему курсу). «КоммерсантЪ» связывает это с тем, что традиционная схема субсидирования спроса на машины за счет утильсбора теперь не работает из-за приостановки выпуска в РФ иностранными игроками и утраты поступлений утильсбора от них.

Напомним, что еще весной текущего года из России ушел французский Renault в связи с санкциями США и стран Запада в отношении России. Компания при этом передала на баланс правительства Москвы завод «Рено Россия», а долю в АвтоВАЗе (67,7%) передала ФГУП НАМИ (принадлежит Росимуществу). Еще раньше, в апреле текущего года свернул свои продажи в Российской Федерации по той же причине американский концерн General Motors, а завод Nissan в Санкт-Петербурге не будет работать как минимум до конца 2022 года из-за проблем с поставками комплектующих.

Как утверждает «Коммерсант», предполагалось, что в следующем году на льготное автокредитование в России направят 13,3 млрд рублей, на лизинг — 5,1 млрд рублей. В этом году господдержка спроса в России стартовала только с середины лета, но объемы финансирования не пересматривались из-за кризиса, а полностью совпадали с тем, что было в бюджете: 10,2 млрд рублей на льготное автокредитование и 4,9 млрд рублей на льготный лизинг, то есть 15,1 млрд рублей суммарно. Сегодня же обсуждается сумма значительно ниже 10 млрд рублей, говорит источник «Ъ».

Российское министерство промышленности и торговли запросило из бюджета 2023 года на льготные лизинг и автокредитование, а также на субсидирование газомоторной техники (ГМТ) суммарно 9,8 млрд рублей (77,4 млрд тенге), запланировав реализацию 36,7 тыс. машин против 80 тыс. авто, реализованных на российском рынке по схемам с господдержкой в текущем году. На ГМТ в бюджетах прошлых лет закладывалось по 3,3 млрд рублей, то есть в целом субсидии обходились государству почти в 18,4 млрд рублей.

Основным источником финансирования программ господдержки в Российской федерации традиционно были средства утильсбора: он платится за все иностранные импортированные и произведенные в РФ автомобили, при этом автоконцерны, которые заключили специнвестконтракты, могли претендовать на компенсацию. С 2022 года уровень этой компенсации стал полностью зависеть от уровня локализации и в результате иностранные концерны, собиравшие машины в России, получали компенсацию не полностью, за счет этого бюджет получал дополнительные доходы.

Однако в 2022 году активное производство машин шло только до конца февраля, и сейчас из предприятий иностранных концернов работает и платит сбор лишь завод китайского Haval в Туле. По состоянию на 13 сентября бюджет собрал от утилизационного сбора по всем видам техники 152,6 млрд рублей (1,2 трлн тенге), что составляет 28,7% от запланированных на 2022 год доходов по данной статье (531 млрд рублей или 4,1 трлн тенге). Основную часть суммы традиционно составляют платежи автопрома: в 2021 году с автомобилей собрали 513,8 млрд рублей утильсбора.

«В условиях, когда объем предложения ограничен возможностью выпуска, странно размазывать средства на поддержку спроса, она должна быть ограничена замещением выбывающих автомобилей для бизнеса, — цитирует Ъ эксперта в области автомобильного рынка Владимира Беспалова. — В ближайшие два года потребители могут пережить ситуацию с имеющимся парком и сокращенным предложением. Бюджет же в нынешних условиях формируется жестко, вероятно, чиновники хотят посмотреть, что будет со спросом без поддержки. Но если все будет плохо, деньги на поддержку найдут», — резюмирует он. 

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
18.09.2022, 11:19