Меню CARMA.KZ

Как в Казахстане развивается инфраструктура для электромобилей

По данным МИИР с 2017 по 2022 год в рамках пилотного проекта в стране построено 107 зарядных станций.

Как в Казахстане развивается инфраструктура для электромобилей / Фото: kolesa.kz
Как в Казахстане развивается инфраструктура для электромобилей / Фото: kolesa.kz

Как следует из ответа Министерства индустрии и инфраструктурного развития на запрос CARMA.KZ, в рамках пилотного проекта развития производства электромобилей и создания необходимой инфраструктуры, в Казахстане построено 107 зарядных станций для электромобилей (51 в Нур-Султане, 53 в Алматы, и по 1 в Павлодаре, Актау и на трассе Нур-Султан — Щучинск). Кроме того, в Нур-Султане есть 6 сверхбыстрых зарядных станций для электромобилей — Tesla Supercharger. Эти цифры не являются точными и полными, если говорить в целом о количестве станций и стоек для зарядки электромобилей в стране, что признают и в профильном ведомстве.

«При этом, есть ряд заправочных станций, установленных другими частными лицами, а также присутствует возможность зарядки электромобилей от обычной розетки», — заявили в МИИР.

Однако точных общих данных по электрозарядной инфраструктуре в ответе на запрос CARMA.KZ в министерстве так и не привели.

Сам пилотный проект развития производства электромобилей и создания необходимой инфраструктуры был разработан еще в августе 2017 года, тогда же утверждена и соответствующая дорожная карта.

В феврале 2018 года для развития пилотного проекта создано ТОО «Оператор ЭЗС». В организации проанализировали международный опыт и решили развивать сети заправочных станций для электромобилей по примеру Китая.

Что касается технических параметров пилотного проекта, то электрозаправочные станции должны находится в публично доступных местах и заряжать электромобили переменным током мощностью до 22 кВт в течение 1-3 часов. Кроме того, они должны соответствовать международным стандартам – IEC 62196-2 и IEC 61851-1. Это значит быть способны зарядить все существующие в мире на сегодняшний день электромобили за время от 1 до 4 часов. При этом одновременно на одной станции могут заряжать 4 электромобиля.

Помимо непонятной ситуации со статистикой по инфраструктуре, нет и точных данных по количеству электромобилей и машин с гибридными двигателями находящихся в стране.

Так, по данным Бюро национальной статистики, на 1 июля 2022 года в Казахстане насчитывается 665 транспортных средств на электрических двигателях. Из них 518 — легковые, 140 — грузовые и 7 автобусов. Однако по данным другого ведомства, только за два последних года в страну было ввезено 572 электромобиля. 

«В 2021 году Казахстан экспортировал 297 электромобилей, в 2022 году — 275. Основные страны-поставщики: США, Германия, Китай, Республика Корея, Россия (значительная часть поставок из России — это реэкспорт из Японии)», — говорится в ответе МИИР на запрос CARMA.KZ.  

Кроме того, в самом Казахстане собирают хоть и в небольших количествах машины на электрических двигателях. К примеру, ТОО «Сарыарка АвтоПром» выпускает электромобили модели JAC iEV7S, а в ближайшем будущем ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» планирует наладить производство Hyundai IONIQ, а QazTechna выпускает электробусы Yutong. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, только местными производителями было реализовано 125 электробусов и 17 автобусов с гибридными двигателями.

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
07.09.2022, 11:31