Как в Казахстане борются с «серым» импортом грузовиков из Китая
Ежегодно аннулируются в среднем более 200 свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на транспортные средства, не отвечающие требованиям Техрегламента Таможенного Союза.
«Если в 2017 году рост импорта китайской грузовой техники вырос на 59% по сравнению с 2016 годом, то в 2022 году по сравнению с 2020 годом статистика показывает динамику роста на 52 %», заявил, выступая на X Форуме машиностроителей с докладом «Проблемы серого ввоза грузовых транспортных средств» заместитель генерального директора ТОО «СемАЗ» Кыдыролла Жумагулов,
По его словам, взрывной рост регистраций китайской автотехники обусловлен низкой стоимостью продукции из КНР (в основном тяжелых самосвалов), которая достигается за счет ввоза и реализации новых автомобилей экологического класса 2 под видом экологического класса 4 и 5.
«Для этой цели устанавливаются муляжи топливной системы», — пояснил г-н Жумагулов.
Он сообщил, что «с 2018 года «серые» импортеры начали применять новые способы ввоза несоответствующей продукции, используя вместо СБКТС копии ОТТС на автомобили экологического класса 5, сведения в которых не соответствуют фактическим параметрам импортируемой техники».
В итоге, в 2019 году запущен совместный приказ КГД и КТРМ по обеспечению соблюдения требований Технического регламента Таможенного Союза 018/2011 при ввозе в РК транспортных средств, подпадающих под группы товаров по кодам ТНВЭД ЕАЭС 8701, 8704, 8705.
По данным Кыдыроллы Жумагулова, в ходе совместного досмотра транспортных средств на границе сотрудниками КГД и КТРМ было выявлено 39 единиц китайской техники, которые не отвечают нормам экологического класса евро 5, данные автомобили были обратно вывезены из страны.
Однако, данный совместный приказ приостановлен во время сложной эпидемиологической ситуации в стране. Тем не менее, «профиль риска» по транспортным средствам кодов ТН ВЭД ЕАЭС 8701, 8704, 8705 остается, и сотрудники таможенной службы проводят досмотр и делают сверку документов об оценке соответствия. По данным г-на Жумагулова, в рамках совместного досмотра было проверено около 2000 ед. техники.
Кроме того, на площадке Комитета техрегулирования и метрологии создана мониторинговая группа по выявлению нарушении в части выданных документов об оценке соответствия
А также разработана Дорожные карты: по первоочередным мерам в сфере технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия, направленная на исключение несертифицированной импортной продукции на территории РК (КТРМ и НПП 2017 год) и по пресечению незаконного ввоза транспортных средств на территорию РК.
Кроме того, внесены изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2018 года № 442 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых условный выпуск не допускается» в части включения транспортных средств в указанный перечень, а также в Закон РК «О техническом регулировании», направленные на пресечение контрафактной продукции.
Вадим Григорьев, журналист
29.09.2022, 13:53