«Достаточно увидеть заголовок доклада или уловить интонацию докладчиков, чтобы понять: кого и что беспокоит»
Руководитель Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян, о прошедшем в Астане X Форуме машиностроителей Казахстана.
Впервые за последние несколько лет мероприятие посетил премьер. Много зарубежных гостей, в основном — российские партнеры. Ни одна панельная сессия не закончилась по расписанию, в запланированное время. Вопросов и тем для обсуждений много, а форум один и время ограничено. Из интересных высказываний:
- 40% мирового промышленного производства приходится на машиностроение. В развитых странах — 50-70%, в Казахстане — меньше 10%.
- Снизить зависимость от импорта — стратегическая задача государства и бизнеса.
- Геополитическая ситуация оказывает негативное воздействие.
- Импорт машиностроительной продукции в РК — $17 млрд, экспорт — $2 млрд. Это беспокоит всех.
- Нужен комплексный план, программный документ по развитию отрасли.
- Кредитные ресурсы должны быть более доступны. Возможный инструмент — субсидирование ставок.
- Локализация — общая задача. Развитие кадров и локализация должны развиваться согласованно.
- Если страна хочет чего-то добиться, надо вложиться в образование — это фундамент.
- В отрасли 3,5 тысячи предприятий, общее количество занятых — 114 тыс. человек.
- По подсчетам МИИР, одно рабочее место в машиностроительной отрасли ведёт к созданию 5-7 рабочих мест в смежных отраслях.
- Отрасль находится в состоянии перехода к развитию компонентной базы.
- Шаг за шагом нужно развивать компетенции по рабочим специальностям (об образовании вообще было сказано много – прим. авт.).
- Чтобы иметь хотя бы приблизительное понимание того, что происходит в отрасли и каковы РЕАЛЬНЫЕ проблемы, нужно как минимум приходить на форум. Лучше — с самого утра.
- Легализация автомобилей из стран ЕАЭС и спрос со стороны российских потребителей к концу года могут отразится на среднем возрасте автопарка.
- По состоянию на 1 сентября одобрено 13,3 тыс. заявок по льготному автокредитованию.
- За 30 лет работы ПЛК (программа льготного кредитования – прим. ред.) планируется выдать 60 тыс. автомобилей.
- Отсутствие управленческих кадров и эффективных менеджеров — один из последних вызовов в отрасли.
- Низкий уровень интереса молодежи к рабочим профессиям — повсеместная проблема.
- Между бизнесом и системой образования отсутствует эффективная коммуникация.
- Научные изыскания и открытия необходимо направить на развитие бизнеса.
- Разрабатывая специальности необходимо учитывать направление, в котором движется развитие автопрома.
Интересный и продуктивный форум. Со временем становится достаточно увидеть заголовок доклада или уловить интонацию докладчиков, чтобы понять: кого и что беспокоит, какие вопросы решились, а какие — в процессе.
Артур Мискарян, независимый автомобильный эксперт
25.09.2022, 13:49