Автошколы в РФ оказались на грани выживания
За последние 10 лет количество курсантов российских автошкол уменьшилось вдвое — до 2,5 млн человек в год.
В России поток курсантов автошкол к 2022 году сократился на 50% по сравнению с 2012 годом из-за подорожания автомобилей, в результате вдвое уменьшилось количество специализированных учреждений, выдающих права, оставшиеся стоят перед выбором — закрываться или резко поднимать стоимость обучения, утверждают «Известия».
По данным российского издания, ссылающегося на участников российского рынка автообразования, за последние десять лет количество автошкол в стране сократилось почти наполовину — с 14 тыс. до 7 тыс., а количество их учеников — с 5 млн до 2,5 млн в год. Высокая стоимость и дефицит запчастей также могут привести к тому, что школам будет просто не на чем учить своих курсантов. Как отметила президент Национального союза ассоциаций автошкол России Елена Зайцева, в наиболее выигрышном положении останутся учреждения, которым не нужно платить за съем помещения, а также заключившие госконтракты на обучение водителей.
Проблемы у российских автошкол начались еще в 2010 году — уже тогда представители бизнеса стали наблюдать спад спроса на свои услуги, добавил председатель правления Союза автошкол Москвы, член высшего совета «Сильной России» Александр Ачкасов. По его данным, с 2005 по 2010 год только в Москве выпускалось 120 тыс. водителей в год, в настоящее время количество выпускников этих учебных заведений не дотягивает и до 70 тыс. человек. Главной причиной оттока была сначала демографическая «яма», затем — подорожание авто, а в 2020 году по российским автошколам ударил еще и коронавирус.
«Скорее всего, если на рынок не придут недорогие китайские машины, то 80% автошкол закроется, — считает бывший директор подмосковной автошколы «Якорь», закрывшейся в январе 2022 года Игорь Пликус. — В среднем на обслуживание автомобиля уходит около 100 тыс. рублей, в случае с автошколами то же самое, но умножьте это на десять машин, к примеру, — круглая сумма. И обслуживаем мы каждую машину чуть ли не раз в квартал. Если повышать цены за обучение, то минимум на 7-10 тыс. рублей. Стоимость обучения сейчас достигает 40 тыс. Как много людей позволят себе курс за 50 тыс.? Ответ понятен», — отмечает он.
Правда, среди экспертов встречаются и оптимисты: генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников убежден, что благодаря окончанию периода «демографической ямы» в стране спрос на автошколы в ближайшем будущем будет расти. Он соглашается с тем, что увеличение стоимости запчастей повлечет за собой подорожание услуг автошкол, но не считает, будто этот рост будет кратным. И также, как и Пликус рассчитывает на приход в Россию китайских производителей, которые помогут решить проблему с недорогими учебными авто.
«О закрытии большинства автошкол говорить в данный момент нецелесообразно по нескольким причинам: во-первых, статистику, объективно отражающую ситуацию, мы получим только к концу года, поскольку ликвидация любого юридического лица с лицензией — процесс не одного дня, — говорит Мельников. — Во-вторых, важно понимать, что услуга востребована и формирует хороший рынок: на данный момент обучаются порядка 2 млн человек в год, что при стоимости 30–50 тыс. рублей на каждого уже образует сегмент как таковой», — резюмирует он.
Егор Васильев, корреспондент
12.09.2022, 15:21