Саудиты переключаются с нефтедобычи на батареи для электрокаров
Саудовская Аравия — третий в мире нефтедобытчик — намерена сохранить лидерство на авторынке в качестве ведущего игрока и после отказа мира от ДВС.
Саудовская Аравия вынашивает глобальные планы по наращиванию производства аккумуляторов и других комплектующих для электрокаров, чтобы сохранить доходы от автоотрасли, которые она сейчас имеет в качестве крупнейшего нефтедобытчика, утверждает агентство Bloomberg.
В настоящее время мировой авторынок сильно зависит от поставок нефти из Саудовской Аравии, на которую по итогам 2021 года приходилось 12,1% от всего объема нефтедобычи на планете (первую строчку с 15,8% рынка занимали США, вторую с 13,5% — Российская Федерация). Однако планы западных стран по постепенному отказу от использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — к примеру, Европа намерена полностью отказаться от производства новых авто с ДВС к 2035 году, заставляют саудитов задуматься о диверсификации своей роли на топливном сегменте авторынка.
В настоящее время это государство рассматривает возможность занятия ниши крупнейшего производителя аккумуляторных батарей для подчиняющих рынок себе электрокаров, благо у него имеется необходимая ресурсная база и возможность привлечь крупнейших западных инвесторов для налаживания соответствующего производства, пишет Bloomberg. В частности, Саудовская Аравия уже привлекла добытчиков лития и производителей аккумуляторов, в том числе и для того, чтобы «озеленить» собственный автопарк: по планам местных властей, к 2030 году почти треть (30%) авто в столице Королевства, Эр-Рияде, должны использовать электрическую тягу.
Помочь осуществить эти планы, по сведениям западных СМИ, уже вызвалась австралийская химическая и технологическая компания по производству аккумуляторов EV Metals Group Plc: она заявила, что начинает разработку своих заводов по переработке моногидрата гидроксида лития — ключевого компонента в производстве аккумуляторов — в Саудовской Аравии. Технико-экономическое обоснование соответствующих проектов по производству высококачественных химикаты для катодных материалов в силовых агрегатах разрабатывалось в течение двух последних лет — и в ближайшем будущем саудиты ждут строительства и запуска этих мощностей.
Другая австралийская фирма, Avass Group, объявила в феврале этого года о подписании соглашения с партнерами из Саудовской Аравии о совместном производстве электромобилей и литиевых батарей на территории этой страны. Помимо этого, Министерство промышленности и минеральных ресурсов Королевства объявило о проектах на общую сумму $6 млрд в рамках развития горнодобывающей промышленности страны: в настоящее время профильный госорган Саудовской Аравии рассматривает почти 150 заявок на разведку тех месторождений, продукция которых может быть использована в производстве батарей для электрокаров, от иностранных компаний.
Тем временем, правительство Королевства подписало соглашение о покупке до 100 тыс. электромобилей в течение 10 лет у американского производителя Lucid Group Inc, в число акционеров которого входит и суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (суверенный фонд благосостояния владеет 62% акций американского производителя). Этот же фонд готов выделить более $3 млрд для финансирования строительства завода Lucid Group Inc в Саудовской Аравии в течение следующих 15 лет. Наконец, по сведениям Bloomberg, недавно Foxconn Technology Group, крупнейший сборщик iPhone, вела переговоры о создании в Королевстве предприятия стоимостью $9 млрд, которое могло бы производить чипы и детали для электрокаров.
«Создание производственных и перерабатывающих мощностей в ее границах — шаг хитрый и дальновидный. В конечном итоге это не только поможет снизить затраты, но и, что более важно, сделает нацию ключевой частью глобальной цепочки создания стоимости электромобилей. До сих пор, кроме Китая и его гигантских производителей аккумуляторов, немногие другие страны смогли добиться масштаба производства. У Саудовской Аравии есть ресурсы, капитал и убеждения, теперь она использует свое преимущество в цене на нефть и спросе, чтобы совершить переход к новому производству. Королевство начало быстро выдавать лицензии на добычу полезных ископаемых, чтобы получить доступ к минеральным ресурсам, потенциальная стоимость которых оценивается в $1,3 трлн», — резюмируют авторы статьи.
В настоящее время крупнейшими игроками на рынке производства литий-ионных аккумуляторов являются Китай, Япония, Корея и США. Именно в этих странах расположены штаб-квартиры ведущих компаний, производящих батареи для электромобилей, таких как Contemporary Amperex Technology (CATL), Panasonic, LG Chem, Samsung, Beijing Pride Power, SB Li Motive и Tesla. Среди материалов для аккумуляторов наибольшим спросом для силовых аккумуляторов пользуются катодные материалы, по оценке аналитической компании Trend Force, мировой спрос на катодные материалы для аккумуляторных батарей в 2021 году составил 600 тыс. тонн, причем 60% этого объема уходило на батареи для электрокаров. Согласно их прогнозам, в ближайшие 20 лет спрос на батареи для электромобилей может увеличиться в пять раз.
Егор Васильев, корреспондент
23.08.2022, 13:10