Меню CARMA.KZ

Рыночная доля продаж локализованных в Казахстане автомобилей выросла до 80%

Центр анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА) подготовил обзор рынка новых автомобилей и автопарка Казахстана в первом полугодии 2022 года.

Рыночная доля продаж локализованных в Казахстане автомобилей выросла до 80% / Фото: atpress.kz
Рыночная доля продаж локализованных в Казахстане автомобилей выросла до 80% / Фото: atpress.kz

Самыми продаваемыми в Казахстане автомобилями по итогам первой половины 2022 года остались машины Hyundai, Chevrolet, Kia, Lada и Toyota, сообщает Центр анализа и мониторинга авторынка в своем обзоре рынка новых автомобилей и автопарка Республики Казахстан, проведенном по итогам 6 месяцев 2022 года, который получила редакция CARMA.KZ.

«Пятерка брендов, наиболее востребованных у казахстанских покупателей представлена автомобилями Hyundai, Chevrolet, Kia, Lada, Toyota. Состав рыночного ТОП-5 не изменился в сравнении с прошлым годом, хотя продажи Toyota снизились на 35,6%, что связано с прекращением поставок моделей Camry и RAV 4 из Санкт-Петербурга», —  говорится в обзоре ЦАМА.

В частности, Hyundai продал за 6 месяцев текущего года 12,9 тыс. единиц авто в Казахстане, Chevrolet за тот же период реализовал в стране 12,6 тыс. единиц, Kia — 5,6 тыс., Lada — чуть более 5 тыс., Toyota – 4,5 тыс. авто. При этом на долю продаж из ТОП-5 за первые 6 месяцев 2022 года пришлось 78,5% от всего объема продаж новых автомобилей в стране, в то время как годом ранее доля первой пятерки в общем объеме продаж составляла 73,8%.

По данным, которые приводятся в обзоре, за январь-июнь 2022-го официальные дилеры реализовали в стране 51,8 тыс. новых автомобилей с учетом легковых авто, LCV, грузовиков, спецтехники и автобусов, что составляет лишь 92,3% от продаж в первом полугодии 2021-го.

«При этом в феврале и марте продажи в 2022 году превышали уровень прошлого года, в январе, апреле и мае показатели оказались ниже, а в июне реализация новых автомобилей вышла на прошлогодний уровень,  — говорится в исследовании. — В значительной степени ситуация на рынке Казахстана подвержена влиянию резкого сокращения поставок автомобилей и машинокомплектов из Российской Федерации», — поясняется там же.

Помимо этого, снижение объемов продаж связывается с такими факторами, как дефицит электронных компонентов, глобальная инфляция, геополитическая нестабильность в Восточной Европе и разрыв логистических цепей, которые продолжают оказывать давление на мировой авторынок в целом. На мировом авторынке за это же время было реализовано 38 млн 468 тыс. автомобилей, что также на 8,5% меньше, чем в первом полугодии 2021-го.

Одновременно авторы исследования находят плюс в том, что рыночная доля автомобилей, локализованных в Казахстане, выросла до 80%, также существенно вырос объем производства внутри страны. В частности, СарыаркаАвтоПром нарастила производство в первом полугодии 2022-го до 31 тыс. 992 авто против 23 тыс. 962 единиц годом ранее, Hyundai Trans Kazakhstan — до 16,8 тыс. против 12,3 тыс., Hyundai Trans Auto — до 556 единиц против 433-х, Daewoo Bus Kazakhstan — до 111 против 96.

Снижение производства произошло у СемАЗ (1200 единиц против 2113-ти) и у КАМАЗ-Инжиниринг (626 против 704-х), но на общее положительное сальдо это снижение значительного влияния не оказало. К тому же, падение объемов на КАМАЗ-Инжиниринг было компенсировано развернутым в 2022 году производством QazTehna — 97 единиц в январе-июне текущего года. Рост объемов выпуска зафиксирован по всем видам техники, кроме грузовиков, производство которых сократилось на 9,4%. В Центре анализа и мониторинга авторынка констатируют, что по данной категории транспорта вместе со снижением внутреннего производства наблюдалось и снижение импорта, несмотря на смягчение таможенно-тарифных барьеров для ввоза этой категории автомобилей.

В исследовании также отмечается, что динамика производства в соседней России, которая оказывает существенное влияние на состояние казахстанского авторынка, также демонстрирует снижение. В РФ за шесть месяцев 2022 года выпущено 281 тыс. легковых автомобилей, что на 61,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Кроме того, в целом, базовый прогноз мирового производства автомобилей на 2022 год также снижен на 2,6 млн, до 81,6 млн авто.

Тем не менее, по предварительным оценкам ЦАМА, при сохранении нынешней динамики продаж и при условии налаживания работы логистики, позитивным сценарием станет прирост объемов продаж на авторынке на 10% к уровню прошлого года. Как отмечают авторы исследования, вероятность реализации такого прогноза будет зависеть от таких основных факторов, как макроэкономическая ситуация в стране и регулярность поставок комплектующих и техники.

Егор Васильев

Егор Васильев, корреспондент
24.08.2022, 16:44