Казахстанские автодилеры ожидают восстановления рынка во втором полугодии
В позитивном сценарии Центра анализа и мониторинга авторынка закладывается 10% рост продаж автомобилей в Казахстане в сравнении с результатами прошлого года.
Казахстанские автодилеры ожидают восстановления рынка во втором полугодии 2022-го после снижения объема продаж на 7,7% по итогам января-июня текущего года. Такие данные приводит Центр анализа и мониторинга авторынка в своем обзоре рынка новых автомобилей и автопарка РК в первом полугодии 2022 года.
«В 2022 году автомобильный рынок продолжает испытывать давление глобального дефицита, который на локальном уровне усиливается сокращением поставок автомобилей и машинокомплектов из Российской Федерации. Экспертный опрос, проведенный ЦАМА среди крупнейших игроков на казахстанском рынке показал, что результаты второго полугодия будут определяться адаптивностью участников рынка и ситуацией на валютном рынке», — говорится в исследовании Центра.
Продажи автомобилей в Казахстане по итогам первого полугодия снизились более чем на 7% по отношению к аналогичному показателю первых 6 месяцев 2021-го: по данным Центра анализа и мониторинга авторынка, в январе-июне 2022-го официальные дилеры реализовали в стране 51,8 тыс. новых автомобилей с учетом легковых авто, LCV, грузовиков, спецтехники и автобусов, что составляет лишь 92,3% от продаж в первом полугодии 2021-го.
При этом в июле 2022-го с рынка пришли позитивные новости: казахстанцы приобрели в автосалонах 11 тыс. 637 единиц автотехники, что на 9% больше января-июня 2021 года, когда продажи составили 10 тыс. 670 единиц. Эту положительную динамику в Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана объяснили тем, что на фоне дефицита авто зарубежного производства отечественные производители сумели оперативно перестроиться и в приоритетном порядке сработать на насыщение внутреннего рынка.
По итогам первого полугодия 2022 года в Казахстане было произведено 51 тыс. 565 единиц техники всех типов, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно рыночная доля автомобилей, локализованных в Казахстане, выросла до 80% — все эти факты настраивают казахстанских автодилеров на сдержанный оптимизм, отмечают в ЦАМА.
«Сейчас многие покупатели в Казахстане занимают выжидательную позицию. Наши клиенты тоже ждут: может быть, рубль откатится, тогда уже и цены вернутся в норму. Мы можем только приспособиться к обстановке. Клиенты тоже приспосабливаются, где-то на б/у рынок уходят, кому очень срочно нужно — покупают у нас. Нельзя сказать, что продажи встали. Продажи идут, но идут очень сложно», — комментируют ситуацию на рынке в группе компаний «Вираж».
«Несмотря на политико-экономическую ситуацию в мире, рынок показывает восстановление продаж. Бренды еще в процессе настраивания логистических процессов, во втором полугодии ожидается производство и поставка новых автомобилей», — отмечают в группе компаний «Allur».
«Второе полугодие у нас будет более успешным чем первое: благодаря контрмерам, которые предпринимаются дистрибьюторами. Планы достаточно оптимистичные», — заявляют в группе компаний «Terra Motors».
«Несмотря на все сложности, в 2022 году завод Hyundai Trans Kazakhstan вышел на полную мощность, продолжает увеличивать производство автомобилей и расширяет модельную линейку. Некоторые дистрибьюторы в составе «Астана Моторс» ищут новые логистические маршруты, поскольку отдельные автомобильные бренды перестали ввозить автомобили транзитом через Россию. Из-за этого возникают трудности по доставке автомобилей в Казахстан», — резюмируют в Казахстанской моторной компании «Астана Моторс».
В итоге, по предварительным оценкам ЦАМА, при сохранении нынешней динамики продаж и при условии налаживания работы логистики, позитивным сценарием станет прирост рынка на 10% к уровню прошлого года. Напомним, что в 2021 году в Казахстане было продано 117 тыс. 950 новых легковых и 1056 коммерческих автомобилей, что на 25,9% выше показателя 2020-го. При этом эксперты Центра анализа и мониторинга авторынка РК отмечают, что вероятность реализации этого оптимистичного прогноза будет зависеть от таких факторов, как макроэкономическая ситуация в стране и регулярность поставок комплектующих и техники.
Егор Васильев, корреспондент
25.08.2022, 11:13