Volkswagen расстался с инициатором озеленения «народного автомобиля»
У немецкого автоконцерна накопилось много вопросов к своему главе по срывам запуска ряда новых моделей.
Исполнительный директор концерна Volkswagen Group Герберт Дисс покинул свой пост 22 июля, за три года до истечения его контракта с компанией, которая с 30-х годов выпускала доступные для населения авто, а в последние годы сконцентрировалась на выпуске электрокаров.
Как сообщалось в релизе Volkswagen Group, Дисс ушел со своего поста по обоюдному согласию сторон, хотя еще в начале прошлой недели делился с коллективом Volkswagen планами до конца текущего года. Агентство Bloomberg же утверждает, что предпосылки для досрочного расторжения контракта с пришедшим в Volkswagen Group в 2018 году специалистом накапливались давно — в частности, речь идет об неэффективности курируемого Диссом лично подразделения Cariad, разрабатывающего программное обеспечение.
Как утверждает Bloomberg, Дисса обвинили в серьезных задержках разработки программного обеспечения, что негативно повлияло на сроки запуска ключевых электрических моделей брендов Porsche (Macan EV), Audi (Project Artemis) и Bentley, в разные годы вошедших в концерн Volkswagen Group. Также из-за проблем с ПО пришлось отложить дебют модели VW ID, а клиенты были вынуждены по-прежнему посещать дилерские центры для установки обновлений ПО, вместо того, чтобы получать их беспроводным способом, как декларировалось подразделением Cariad.
Помимо этого, предполагают западные журналисты, уходу Дисса поспособствовал и его жесткий стиль руководства: в конце прошлого года, к примеру, комментируя последствия задержки запуска обозначенных электрокаров, он не исключил сокращения до 30 тыс. рабочих мест в компании. И оказался сам под угрозой увольнения, поскольку владельцам автоконцерна легче было уволить одного наемного менеджера, чем объясняться с более чем 665,5 тыс. сотрудников, которые работают на различных предприятиях Volkswagen.
Тогда Дисса спасло от увольнения то, что он дезавуировал собственное заявление относительно возможных массовых увольнений. Но собственники автоконцерна, похоже, уже тогда приняли решение относительно досрочного расставания с ним — и летом нынешнего года нашли более или менее благовидный повод в том, что акции Volkswagen Group с начала 2022 года упали на 25,7%. Как утверждает Bloomberg, члены наблюдательного совета сообщили Герберту Диссу о его увольнении с поста CEO Volkswagen 21 июля, дав 24 часа на размышления и на консультацию с юристами.
В итоге он согласился с этим решением — и 22 июля Volkswagen Group официально объявила о главном изменении в топ-менеджменте компании в 2022 году. Ожидается, что с 1 сентября 2022 года Дисса заменит Оливер Блуме, который будет совмещать должность с постом гендиректора Porsche AG, пишет The Wall Street Journal. Кроме того, считается, что новый глава «Фольксвагена» будет придерживаться более традиционной стратегии в развитии автоконцерна, не перегибая с «зелеными» амбициями, реализация которых требует колоссальных инвестиций.
В связи с этим, пока неясно, что теперь будет с планами по полной электрификации автомобилей «Фольксваген», курс на которую компания взяла именно с приходом Дисса в 2018-м году. В июне прошлого года концерн заявлял, что полностью прекратит выпуск авто с двигателями внутреннего сгорания в Европе в промежутке между 2033-м и 2035-м годами. При этом «дочка» Volkswagen — Audi — год назад обнародовала еще более амбициозные планы: запустить в 2025 году в серийное производство свою последнюю новую модель, разработанную для двигателей внутреннего сгорания, после чего с 2026 года во всех новинках компании использовать исключительно электрическую тягу.
Напомним, что в июне текущего года министры окружающей среды из 27 стран-членов ЕС одобрили прекращение продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году в Европе, при этом производство «бензиновых» и «дизельных» авто должно быть сокращено более чем на 50% уже к 2030 году. Дисс пришел в Volkswagen на волне так называемого «дизельгейта»: в сентябре 2015 года немецкий автоконцерн оказался в центре скандала из-за подозрений в занижении уровня выбросов в лабораторных испытаниях некоторыми дизельными автомобилями, поставлявшимися в США и Европу, что привело к снижению капитализации Volkswagen Group.
Выяснилось, что компания намеренно программировала дизельные двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском (TDI) для активации определенных выбросов только во время лабораторного тестирования для соответствия американским стандартам, но в обычных условиях количество выбрасываемых в воздух вредных газов, в частности оксида азота (NOx), превышало норму в 40 раз. Количество автомобилей, в которых Volkswagen устанавливал нелегальное программное обеспечение составило более 11 млн единиц по всему миру, произведенных в 2008—2015 годах.
В июне 2018 года прокуратура города Брауншвейг оштрафовала Volkswagen на сумму в 1 млрд евро, включающей в себя максимально возможный штраф в размере 5 млн евро и 995 млн евро в виде возврата прибыли, полученной незаконным путем за упомянутые выше нарушения. Компания согласилась с поставленным наказанием в виде штрафа, и не стала подавать апелляцию. В июле 2021 года было принято дополнительное решение об уплате Volkswagen «за загрязнение планеты» еще около 502 миллионов евро. Кроме того, суд постановил, что требовать выплату в размере 3 тыс. евро с компании вправе все владельцы автомобилей, связанных с дизельным скандалом. После чего компания и взяла курс на «озеленение», с которым, судя по увольнению Дисса, у нее пока тоже не задалось.
Егор Васильев, корреспондент
28.07.2022, 14:48