Меню CARMA.KZ

Изменится ли в Казахстане налог на транспорт в 2023 году

Правительство Казахстана по поручению президента страны разрабатывает новую Концепцию налоговой политики.

Изменится ли в Казахстане налог на транспорт в 2023 году / Фото: pixabay.com
Изменится ли в Казахстане налог на транспорт в 2023 году / Фото: pixabay.com

«Изменение действующих ставок налога на транспортные средства в настоящее время не предполагается», — говорится в ответе Министерства национальной экономики, за подписью первого вице-министра ведомства Тимура Жаксылыкова, на запрос CARMA.KZ о возможных изменениях ставок налога на транспорт в 2023 году.

Согласно действующему законодательству, налог на транспорт в Казахстане зависит от объема двигателя, грузоподъемности или количества посадочных мест. Он уплачивается один раз в год и его ставки на 2022 год составляют:

— налог на легковые автомобили зависит от объема двигателя:

  • до 1 100 кубических сантиметров включительно — 1 МРП (3 180 тенге);
  • от 1 100 до 1 500 кубических сантиметров — 2 МРП (6 360 тенге);
  • от 1 500 до 2 000 кубических сантиметров — 3 МРП (9540 тенге);
  • от 2 000 до 2 500 кубических сантиметров — 6 МРП (19 080 тенге);
  • от 2 500 до 3 000 кубических сантиметров — 9 МРП (28 620 тенге);
  • от 3 000 до 4 000 кубических сантиметров — 15 МРП (47 700 тенге);
  • свыше 4 000 кубических сантиметров — 117 МРП (372 060 тенге);

— налог на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 3 000 кубических сантиметров, произведенные/собранные в Казахстане или ввезенные в страну после 31 декабря 2014 года, исчисляется следующим образом:

  • от 3 000 до 3 200 кубических сантиметров — 35 МРП (111 300 тенге);
  • от 3 200 до 3 500 кубических сантиметров — 46 МРП (146 280 тенге);
  • от 3 500 до 4 000 кубических сантиметров — 66 МРП (209 880 тенге);
  • от 4 000 до 5 000 кубических сантиметров — 130 МРП (413 400 тенге);
  • от 5 000 кубических сантиметров — 200 МРП (636 000 тенге);

— налог на грузовые автомобили зависит от грузоподъемности без учета прицепов:

  • до 1 тонны включительно — 3 МРП (9540 тенге);
  • от 1 до 1,5 тонны — 5 МРП (15 900 тенге);
  • от 1,5 до 5 тонн — 7 МРП (22 260);
  • свыше 5 тонн — 9 МРП (28 620 тенге);

— налог на сельхозтехнику составит 3 МРП (9540 тенге);

— налог на автобусы зависит от вместительности салона:

  • до 12 посадочных мест включительно — 9 МРП (28 620 тенге);
  • от 13 до 25 посадочных мест — 14 МРП (44 520 тенге);
  • от 26 посадочных мест и больше — 20 МРП (63 600 тенге);

– налог на мотоциклы зависит от количества лошадиных сил:

  • до 75 лошадиных сил включительно — 1 МРП (3 180 тенге);
  • от 76 лошадиных сил и больше — 10 МРП (31 800 тенге).

Оплатить налог физические лица должны до 1 апреля следующего за отчетным периодом года, юридические лица — до 5 июля налогового периода. А в случае неуплаты налога нарушителям грозят штрафы.

Кроме того для взыскания задолженности налоговики используют различные методы. Вплоть до ареста автомобилей. Так в настоящий момент Алматы проходит акция «Город без налоговой задолженности».

Как сообщил департамент госдоходов по городу Алматы, за 10 дней на штрафстоянку отправилось112 автомобилей, по которым есть задолженности по налогу на транспорт. Владельцы уже выплатили 200 миллионов тенге, тогда как общая задолженность по налогу на транспорт в Алматы составляет 4,8 миллиардов тенге. Большинство неплательщиков являются владельцами машин с объемом двигателя свыше 4 000 кубических сантиметров.

Также, как следует из ответа Министерства национальной экономики, в следующем году не планируется вносить изменения в список лиц, которые не уплачивают налог на транспорт. Согласно Налоговому кодексу, сейчас есть ряд категорий, которые не облагаются этим налогом:

  • производители сельскохозяйственной техники;
  • главы крестьянских и фермерских хозяйств;
  • государственные учреждения среднего образования (школы, колледжи);
  • общественные объединения лиц с инвалидностью, а также сами лица с инвалидностью;
  • ветераны и обладатели различных госнаград.

Правда освобождение действует если граждане сами пользуются автотранспортными средствами, если же они передают свой транспорт в лизинг или аренду, то за него нужно будет платить соответствующий налог.

Кроме того освобождены от уплаты налога на транспорт карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 40 тонн, специализированные медицинские машины и автомобили, являющиеся объектом обложения налогом на имущество.

Несмотря на то, что правительство обещает сохранить транспортный налог на прежнем уровне, скорее всего разрабатываемые в настоящий момент изменения в налоговое законодательство затронут как автомобильный бизнес, так и владельцев машин.

Хотя в ответе на запрос CARMA.KZ Тимур Жаксылыков сообщил, что «главой государства было поручено разработать Концепцию налоговой политики, предусматривающую в том числе ее стабильность и предсказуемость». Из выступления в конце прошлого месяца в мажилисе на заседании депутатской фракции партии «Аманат» заместителя премьер-министра РК — министра финансов РК Ерлана Жамаубаева, следует, что изменения будут и они коснутся ключевых налогов.

По его словам, работа над Концепцией налоговй политики продолжается, но «в настоящее время выработаны основные подходы». В частности, предлагается «поэтапное увеличение базовой ставки НДС с одновременным снижением ставки на социально — значимые товары (дифференциация ставки)».

По словам министра финансов, сегодня ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире — 12%. Тогда как в России, Беларусии, Армении она составляет 20%, в Узбекистане — 15%, в странах ОЭСР — доходит до 27%. В качестве «пряника» предлагается установить пониженную ставку НДС по социально-значимым товарам. По мнению вице-премьера, «это позволит сдерживать рост цен на социально-значимые товары».

Еще одна новация касающаяся НДС — поэтапное снижение минимального оборота для постановки на учет в качестве плательщика НДС.

«В Казахстане один из самых высоких порогов», — заявил Ерлан Жамаубаев.

Параллельно в правительстве намерены рассмотреть вопрос дифференцированного возврата НДС.

«Это будет дополнительным стимулом к более глубокому переделу продукции. То есть, чем выше передел, тем больше сумма возврата», — заявил Ерлан Жамаубаев.

Пересмотру, согласно планам реформ, подлежат и ставки корпоративного подоходного налога.

«Сегодня у нас ставка КПН составляет 20%. В странах ОЭСР она колеблется от 20% до 40%. В последние годы эффективная ставка КПН варьируется от 2,9% до 3,8%. Одной из причин низкой эффективной ставки является наличие различных льгот», — отметил Ерлан Жамаубаев.

При этом, судя по его замечанию, здесь тоже как и в случае с НДС предполагается применить дифференцированный подход.

«Во многих странах ставки подоходного налога привязаны к отраслям экономики», — сообщил депутатам из «Аманата» вице-премьер.

А вот вопрос перехода на прогрессивную шкалу подоходного налога для граждан, как введения налогообложения на «предметы роскоши», куда с большой долей вероятности войдут автомобили стоимостью превышающей определенный показатель, «будет рассмотрен с учетом перехода на всеобщее декларирование».

Ербол Казистаев

Ербол Казистаев, корреспондент
18.07.2022, 16:14