Антимонопольщики огласили список «навязчивых» автосалонов Алматы
О нарушениях антимонопольного законодательства со стороны автодилеров в мае этого года первой заявила прокуратура мегаполиса.
Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по городу Алматы в ходе проверки представления со стороны городской прокуратуры подтвердил признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях крупных автодилеров города.
«По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке реализации новых легковых автомобилей, а также на основании материалов прокуратуры города Алматы, в действиях ТОО «Моторная компания «Астана моторс» (салоны Hyundai Premium Almaty, Hyundai Auto Almaty, Hyundai Premium Batys, Toyota центр на Суюнбая), ТОО «Orbis Auto» (Nissan центр, Toyota City, Volkswagen центр) и ТОО «Toyota Tsusho Kazakhstan Auto» (Тойота центр Жетысу, Lexus центр Алматы) усмотрены признаки нарушения конкурентного законодательства Республики Казахстан в части злоупотребления доминирующим положением, выраженные в навязывании потребителям дополнительных товаров и услуг при реализации легковых автомобилей», — говорится в сообщении антимонопольного ведомства.
В мае текущего года прокуратура крупнейшего мегаполиса Казахстана сообщила о результатах анализа законности установления автодилерами дополнительных услуг, а также аксессуаров при покупке новых автомобилей в автосалонах Алматы — проверка проводилась в связи с жалобами клиентов. По утверждению сотрудников прокуратуры, основным нарушением закона «О защите прав потребителей» со стороны автодилеров являлось включение в договоры условий, которые нарушают или ущемляют права потребителя.
В частности, по утверждению прокуратуры, автосалонами нарушались нормы статьи 28 данного Закона, согласно которым продавец обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы продавца. Также этой статьей запрещается принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве и ассортименте и обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров.
Еще одно нарушение, которое прокуроры инкриминировали автосалонам, являлось установление при заключении договоров обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом возмездным товарам. В прокуратуре в мае не уточнили, о каких именно автосалонах шла речь: материалы проверки были переданы в департамент по развитию и защите конкуренции Алматы вместе с представлением об устранении нарушении законности. После чего антимонопольщики провели свою проверку, по результатам которой огласили список нарушителей.
По информации АЗРК, 27 июня 2022 года этим участникам рынка было направлено уведомление о необходимости пресечения подобных нарушений и недопущения их в будущем. В ведомстве напомнили, что, в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса в случае, если субъектом рынка в установленные сроки не прекращены действия, указанные в уведомлении, антимонопольный орган выносит решение о проведении расследовании (срок исполнения уведомления составляет тридцать календарных дней со дня его получения субъектом рынка). Соответственно, полностью устранить все выявленные нарушения автосалоны должны до 26 июля этого года.
Напомним, что, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, если реализация товаров с принудительным ассортиментом причинила (или могла причинить) ущерб другим субъектам рынка — поставщикам данного оборудования, то это деяние влечет административную ответственность в виде штрафа в сумме от 200 до 1500 МРП (1 МРП в Казахстане с 1 января 2022 года составляет 3063 тенге). Либо оборотный штраф в размере от 3 до 5% от дохода (выручки) с конфискацией монопольного дохода при признании субъекта, занимающим доминирующее положение на рынке.
Егор Васильев, корреспондент
08.07.2022, 14:02