Акимат Нур-Султана пересмотрит план размещения платных парковок
В ноябре 2021 года вышло постановление акимата Нур-Султана, согласно которому количество платных паркингов в столице увеличилось с 24 до 536.
Реализовывать решение об увеличении платных парковок в столице начали с марта этого года. Оператором ГЧП проекта по платным парковкам в Нур-Султане является ТОО «Парковочное пространство Астаны». В самой компании заявляют, что лишь управляют парковочными пространствами в городе, сами территории находятся на балансе акимата города. Компания оборудовала пространства паркоматами, стоимость парковки составляет 100 тенге за 1 час, сделать это нужно в течение первых 30 минут. Уехать нужно в течение 10 минут после окончания времени.
Однако не всем жителям Нур-Султана нововведение пришлось по вкусу. Граждане считают, что платные парковки не решают проблем пробок и нехватки парковочных мест в городе.
По словам депутата маслихата Нур-Султана Алмата Жунусова, автомобилисты жалуются на регулярные штрафы за несвоевременную оплату парковки.
«Штрафы высокие и несоизмеримы с самой суммой оплаты. Существует необходимость пересмотра размера штрафов в сторону уменьшения, увеличения сроков по оплате штрафов с возможностью их оплаты до конца месяца, а также есть необходимость рассмотрения вопроса по созданию альтернативы платным парковкам», — заявил депутат.
Позже аким Нур-Султана Алтай Кульгинов сообщил, что в курсе многочисленных жалоб астанчан на платные парковки в городе. Он объяснил, что в свое время проект хорошо себя показал в районе Дома министерств, где раньше негде было оставить машину.
Сейчас власти города уже убедили реализаторов проекта, что платных парковок рядом с социально важными объектами быть не должно.
«Учитывая, что этот проект новый, мы готовы дальше работать над его совершенствованием, самое главное — чтобы был порядок и интересы жителей не ущемлялись. Мы готовы рассмотреть все жалобы. Если платные парковки ставятся там, где не положено, мы уберем их», — объяснил аким.
Кроме жителей против платных парковок выступает и часть бизнеса. Предприниматели утверждают, что проект значительно снижает привлекательность посещения бизнес и торговых центров в столице. В свою очередь, оператор проекта ТОО «Парковочное пространство Астаны» отвечает, что бизнес-центры сами закрыли свои территории, тем самым создав транспортный коллапс в городе.
По словам председателя ассоциации «QazProperty» Кайрата Кокенова, парковочные места рядом с бизнес-центрами занимают жильцы близлежащих домов. Из-за малого количества оставшихся свободных мест страдает бизнес — привлекательность бизнеса и торговых центров снижается, что влияет на доходы собственников, которые инвестировали ранее деньги.
«В итоге, на платных парковках у нас никто не стоит, все нарушают правила дорожного движения, становятся вдоль дорог. Тем самым этот ГЧП проект снижает пропускную способность дороги», — заявил Кайрат Кокенов на заседании совета по защите предпринимательства города Нур-Султан.
Кайрат Кокенов считает, что введение платных парковок в Нур-Султане не создает никакой ценности для населения, к тому же нет ни одного исследования необходимости внедрения этого проекта. Единственный район, по его мнению, где платные парковки имеют место быть — ЖК «Нурсая» и Дом министерств.
«Во всем остальном городе нет проблем парковками. Зачем они нужны в спальных районах? Пусть авторы этого ГЧП проекта нам расскажут. Так как население не получает каких-то сервисов на этих парковках, за что теперь население должно платить? Да, есть резидентские абонементы, но это все равно 1500-2000 тенге в месяц. Непонятно, зачем нагружать население дополнительными затратами, учитывая, что какого-то коллапса транспортного мы не наблюдаем», – заявил председатель «QazProperty».
Директор ТОО «Парковочное пространство Астаны» Чингиз Досыбаев ответил, что бизнес-центры сами создали транспортный коллапс на дорогах столицы. Они расположены в точках притяжения населения, однако огородили собственные парковки от рядовых посетителей, поэтому последним приходится парковаться вдоль дороги.
Он привел в пример бизнес-центры «Marden», «Emeraldtower» и «Алма-Ата». Теперь «Парковочное пространство Астаны» предлагает демонтировать эти шлагбаумы и установить там платные паркинги с единым тарифом и правилами.
«Бизнес-центр «Алма-Ата» — для всех известно, что на Иманова и перед Валиханова машины паркуются в два-три ряда. И это не только требование управления транспорта, но и в рамках дорожной безопасности местная полиция видит, что там нужны платные парковки. Сотрудники бизнес-центра свою территорию закрыли шлагбаумом, в паркинг не делают допуск для посетителей, а от властей требуют какое-то исправление ситуации, чтобы машины не парковались в два-три ряда на отрезке Валиханова-Иманова», — заявил Чингиз Досыбаев.
Директор палаты предпринимателей города Нур-Султан Бейсен Жолболдиев отметил, что у разработчиков проекта платных парковок нет анализа и исследований, насколько они снижают привлекательность торговых центров среди населения.
«Когда ты едешь, если видишь платную парковку, в магазин хотел заехать, думаешь, в другом месте остановлюсь, это уже ущерб бизнесу. Я вам говорю, это ущерб бизнесу», — заявил Бейсен Жолболдиев.
Он добавил, что в платных парковках на правом берегу столицы нет никакой необходимости. Сейчас они пустуют. С этим согласились и ряд других участников заседания. Они напомнили, что изначально платные парковки планировали ввести только на левом берегу Нур-Султана.
В акимате столицы в свою очередь обещают пересмотреть план размещения платных парковок.
«Сейчас с учетом поступающих жалоб мы проводим работу по пересмотру некоторых мест, где на правом берегу только что отметили, мы сейчас думаем о переносе некоторых платных парковок», — сказал заместитель руководителя управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан Ержан Диханбаев.
Ербол Казистаев, корреспондент
19.07.2022, 16:04