Конец автомобильного производства в Австралии — что пошло не так?
Перевод статьи автомобильного редактора News Corp Australia, которая была опубликована в октябре 2017 на британском автопортале Autocar. Автор статьи рассуждает о печальном конце автомобильной промышленности Австралии.
Производство автомобилей в Австралии прекратилось на этой неделе, когда Holden последовал примеру Ford и навсегда закрыл свой некогда процветающий завод. Что послужило началом конца?
Двери для австралийской автомобильной промышленности только что закрылись навсегда. Holden, австралийское подразделение General Motors, потушили свет 20 октября, когда производственная линия автомобилей модели Holden Commodore остановилась — всего через две недели после закрытия местного завода Toyota Camry.
Holden и Toyota продолжали свое производство целый год после того, как Ford закрыл сборочную линию в октябре 2016 года — потому что у них были более высокие объемы производства. Однако, у них был недостаточный спрос для того, чтобы выжить в долгосрочной перспективе.
Все эти три бренда являются международными корпорациями — но они помогли сформировать австралийскую культуру и построить страну. Поставляя автомобили в Австралию с 1904 года, Ford первым начал производить автомобили на месте в 1925 году. Holden, предприятие по производству упряжи и седел в конце 1800-х годов, перешедшее в кузовостроение в начале 1900-х — стало сборщиком иномарок для General Motors в 1936 году. 12 лет спустя, американский гигант приобрел компанию и дал Holden собственный автомобиль для сборки.
У Toyota в Австралии все еще японский имидж, хотя с 1963 года она производит автомобили локально и последние 10 лет остается крупнейшим производителем автомобилей в стране. Toyota, к тому же, является главным экспортером автомобилей в Австралии — за 16 лет предприятие отгрузило больше автомобилей, чем Holden за 63 года и Ford за 91 год. Toyota является единственным из этих троих производителей, кто отправил на экспорт более миллиона автомобилей.
Австралия была первой страной за пределами Японии, где Toyota начала производить свои автомобили — поэтому она так упорно боролась за то, чтобы сохранить местное производство. Считается, что это лишь второй закрытый завод Toyota в мире. Toyota Australia получила крупный экспортный заказ для поддержания местного производства — предприятие отгружало семь из десяти Toyota Camry за последние 20 лет для экспорта на Ближний Восток. Но судьба этого производства была предрешена, потому что местная промышленность не могла существовать исключительно за счет заказов Toyota. Большинство местных поставщиков производили компоненты для всех трех брендов.
На протяжении десятилетий в автомобильной промышленности Австралии работали целые поколения рабочих. Во многом это оплачивалось за счет средств австралийских налогоплательщиков — из бюджета на помощь промышленности было направлено свыше 5 миллиардов австралийских долларов за последние 10 лет (с 2007 по 2017 год).
Автомобильная промышленность заявляет, что инвестировала по три доллара на каждый полученный от налогоплательщиков доллар. С этой цифрой можно поспорить, но ясно одно — конец был неизбежен. Из-за низких или нулевых тарифов на импорт, за последнее десятилетие Австралия была наводнена иностранными автомобилями. Эти автомобили были либо дешевле местных моделей, либо лучше оснащены, либо и то, и другое вместе взятое.
На сегодняшний день в Австралии продается больше автомобильных брендов, чем в Европе, Великобритании, США или Японии. Это привело к тому, что австралийские автомобильные заводы постепенно съели объемы, необходимые для сохранения жизнеспособности. На пике своего развития Holden производил 165 тысяч автомобилей за календарный год (2004), Ford произвел 155 тысяч автомобилей (1984), а Toyota построила 148 тысяч автомобилей за год (2007). Но в прошлом году, 2016 году, все трое продали всего 87 тысяч автомобилей местного производства.
Пятнадцать лет назад автомобиль Holden Commodore лидировал на рынке, продавая около 90 тысяч автомобилей в год. Сегодня этот самый продаваемый автомобиль Австралии продается немногим более 40 экземпляров год.
В мире нет ни одного автомобильного завода, который мог бы выжить при таких малых объемах, кроме люксовых брендов, которые устанавливают премиальные цены. Автомобильная промышленность Великобритании выживает, потому что она экспортирует восемь из каждых десяти произведенных автомобилей (в 2016 году Великобритания экспортировала 1,35 миллиона из 1,7 миллиона автомобилей).
Но Австралия не могла экспортировать свою продукцию, потому что окружена развивающимися странами с гораздо более дешевой рабочей силой. Минимальная заработная плата в Таиланде составляет менее чем 2 австралийских доллара в час. Рабочим на конвейере по сборке автомобилей платят больше — около 6 австралийских долларов в час или около 12 500 австралийских долларов в год. Это далеко не средняя заработная плата австралийского рабочего в автомобилестроении, составляющая 69 000 долларов (в 5,5 раз больше!).
Из всех соглашений о свободной торговле, которые Австралия заключила с другими странами, самым жестким было соглашение с Таиландом, заключенное в 2005 году. С тех пор, как Австралия согласилась изменить пошлины на импорт автомобилей из Таиланда, было импортировано более двух миллионов автомобилей тайского производства: от уже знакомых марок, таких как Ford, Holden и Toyota — до Honda, Nissan, Mitsubishi, Mazda и других.
Взамен Австралия отправила в Таиланд всего 100 внедорожников Ford Territory. Причина в используемых Таиландом скрытых нетарифных ограничениях на импорт, в то время как Австралия полностью открыла свои границы. Таиланд продолжал взимать высокие регистрационные сборы с автомобилей с мощными двигателями, вроде автомобилей Ford и Holden. У Toyota уже был местный завод Camry в Таиланде, поэтому она не могла экспортировать туда автомобили, произведенные в Австралии. Таиланд — в настоящее время (на 2017 год) является вторым по величине экспортером автомобилей в Австралии после Японии и опережает Южную Корею.
Правильно ли было прекратить поддержку австралийской автомобильной промышленности за счет налогоплательщиков — или миллиарды долларов в долгосрочной перспективе покажутся ничем по сравнению с социальными издержками? Австралия вот-вот это узнает.
Согласно отчету Университета Аделаиды за 2013 год, около трети уволенных рабочих, надолго останутся без работы. Статистика была собрана после закрытия автозавода Mitsubishi в 2008 году.
«Из исследования мы знаем, что большая часть работников подобных производств остаются безработными в течение длительного времени», — говорится в отчете. «Для работы в других секторах ... требуется значительная переподготовка».
В то время как сокращенные рабочие автозаводов беспокоятся о собственном будущем и поиске средств к существованию — автолюбители задаются вопросом, что заменит отечественный V8 и шестицилиндровые заднеприводные седаны с турбонаддувом. Ford и Holden создали одни из самых быстрых и мощных седанов в мире — за небольшую часть стоимости своих немецких и британских аналогов.
Holden Commodore с двигателем V8 от Corvette — или Ford Falcon с двигателем V8 с наддувом или великолепным рядным шестицилиндровым двигателем с турбонаддувом — эти модели можно было купить за сумму, эквивалентную 40 000 долларов США. Но эти известные австралийские модели могли быть созданы только потому, что когда-то предприятия и австралийцы покупали обычные седаны десятками тысяч каждый год. Это дало Holden и Ford средства — и в буквальном смысле платформу — для создания сильных седанов с мощными двигателями, надежными тормозами и «цепкими» шинами.
В последние дни на топовые модели приходилось почти половина продаж Falcon и Commodore, потому что спрос на обычные седаны резко упал — покупатели переключились на небольшие автомобили и внедорожники. К сожалению, у Ford и Holden нет замены своим мощным седанам. Ford Mondeo не подойдет энтузиастам, привыкшим разгоняться до 100 км/ч за 5 секунд или быстрее.
Ford Australia, по крайней мере, имеет Mustang V8, но он не такой быстрый, как V8 с наддувом или рядные шестицилиндровые Falcon с турбонаддувом. Самая быстрая версия Insignia следующего поколения (которая будет называться Holden Commodore, когда она прибудет в Австралию в начале 2018 года) оснащена только 3-литровым двигателем V6, а под капотом нет места для турбонаддува. Это объясняет, почему автомобили Holden Commodore V8 почти полностью проданы уже до конца года — и покупатели переплачивают за возможность приобрести его, пока не стало слишком поздно. Австралийцы, наконец, выясняют, что они потеряли, когда теперь этого почти нет.
Джошуа Даулинг, автомобильный редактор News Corp Australia (перевод — Павел Федотов, оригинал статьи)
Павел Федотов, технический директор CARMA.KZ
16.04.2022, 08:40