Меню CARMA.KZ

О ценах на автомобили и их росте

Пандемия принесла много «бонусов» для большинства рынков и отраслей. Естественно, автопром не стал исключением. Итак, что мы имеем? Дефицит, который есть и у нас, и во всём мире. Откуда? Давайте обсудим.

Когда началась пандемия, автопроизводители сократили заказы микросхем, которые используются в автомобильной электронике. Соответственно, производители микросхем были вынуждены «поставить на паузу» своё производство. Когда с пандемией стало полегче, спрос на автомобили резко вырос. А производители микросхем не могут так взять и быстро восстановить производство – в микросхемах используются элементы из кремния, на их выработку уходит примерно полгода, а запасов нет. Поэтому один за другим, американские, европейские, японские, корейские и китайские автоконцерны признают, что с поставкой чипов есть проблемы.

На казахстанском рынке спрос сильно превышает предложение, в силу низкой автомобилизации (190 автомобилей на 1000 человек – это мало) и старого автопарка (средний возраст автомобиля в стране почти 21 год – это много). К тому же в стране встал крупный автозавод, что тоже факт, с которым рынку и потребителям придётся справляться. При этом всём, как только после апрельского локдауна автоцентрам разрешили работу, сразу стало понятно, что казахстанцам нужны автомобили.

Как оказалось, даже тем, которые раньше думали, что автомобиль им не нужен. Потому что страна большая, можно выехать из города в город и сотни километров наблюдать только бескрайнюю степь. Пандемия показала, что автобусы, поезда и самолёты могут стать бесполезными, потому что их работу могут и запретить. А если их работа и разрешена, то в них, судя по всему, больше шансов заразиться. В такой ситуации свой автомобиль – отличное решение, так что спрос лишь усилился.

Что при таких вводных может происходить с ценами - понятно и так. Это естественный рыночный процесс, а не проявление злонамеренности дилеров, например.

P.S. И потом, даже если отбросить все эти факторы, надо понимать, что глобально требования потребителя к качествам автомобиля растут, и это обстоятельство тоже диктует ценовой прогресс. Другими словами – вы, ваш сосед, я и вообще все, хотят от каждого следующего автомобиля всё больше: более совершенных систем безопасности, более совершенной оптики, более дорогих материалов отделки (при этом желательно не навредить мирно пасущимся коровам или пингвинам), лучшей медиасистемы, более мощного двигателя при более скромном расходе топлива и так далее. Производитель должен всё это дать, потому что работает в конкурентных условиях. Как при этом всём избежать роста цен? Да никак.

Артур Мискарян

Артур Мискарян, независимый автомобильный эксперт
03.03.2021, 13:27